Поход к ледникам Чалаади и Лекзыр в Грузии

Ледник Чалаади — один из самых легких пешеходных маршрутов около Местии. Но мы с Полом простых путей не ищем. И по страшным шатающимся камням налазались, и чуть в Россию нелегалами не ушли, и к леднику Лекзыр заодно сбегали.

Долина перед ледником

Описание маршрута на ледник Чаалади

• Начало и окончание маршрута: Местия
  • Расстояние: 20 км до Чалаади, +8 км до Лекзыра и обратно
  • Продолжительность: 5-7 часов, с Лекзыром — 10+ часов
  • Перепад высот: 500 метров
МаршрутВремяКМКомментарий
Дорога по городу до подвесного моста через реку Местиачала2,5 часа10 кмПыльная, жаркая дорога по трассе под открытым солнцем. Есть возможность доехать автостопом с работниками строящейся гидроэлектростанции. Такси стоит 40-50 лари за машину.
Пешеходная тропа до ледника Чалаади1 час2,5 кмПодъем на 250 метров. Дорога идет по лесу, потом переходит на крупные камни. Нужна закрытая, удобная обувь. Чем ближе к леднику, тем более неустойчивыми становятся камни.
+1-2 часаВремя на исследование ледника. С тропы открываются хорошие виды на висячую часть ледника. Она доходит до горы камней, лезть через которые не очень безопасно — придерживайтесь поросшей травой и деревцами части, там камни устойчивее. Идти дальше, напрямую к леднику не стоит (обычному туристу без снаряги и знаний), так как под камнями скрываются промытые пещеры и трещины. Можно захватить с собой горелку и устроить привал с чашкой кофе. Есть места для кемпинга.
Тропа от подвесного моста до ледника Лекзыр2-3 часа в одну сторону4,3 км в одну сторонуТаинственная тропа на maps.me, которая ведет в сторону ледника Лекзыр. Она сильно заросла травой, и когда выходит из зоны леса — совершенно не просматривается. Маркировки нет. Внимание — там находится пограничный контроль с Россией, и (скорее всего) лезть туда не надо. Нужно, как минимум, получить разрешение в полиции (займет 5 минут). Забор был сломан, нас никто не остановил.
+3,5 часа12,5 кмДорога домой. Доехали автостопом

Карта маршрута на Ледник Чалаади

Мне нравится 3D карта на этом сайте: там есть и тропы, и названия вершин, и очень крутое качество картинки (лучше гугла). Там видно, что обе тропы к ледникам находятся по разные стороны горы Далракора (3430 м).

Наш поход по ледникам Сванетии

Дорога до ледника Чаалади идет по обычной, очень скучной и пыльной дороге. По пути — два лысых деревца, и никакой тени. Обычно туристы проезжают этот участок на такси, но мы поставили себе задачей растрясти накопленные за месяцы карантина хачапурные бока, и из принципа шагали пешком. Даже автостопить не пытались (правда на обратном пути все таки прыгнули в попутку).

Через два часа мы дошли до подвесного моста через узкую, но бурную реку Местиачала. Сверились с картой — и обнаружили там вторую таинственную тропинку, убегающую к леднику Лекзыр. До него, судя по карте, всего 4 км — погнали!

Чааладский ледник оставили на закуску, так как там тропа обустроена и промаркирована.

Запретный ледник Лекзыр

Мы смело перешагнули через поваленную ограду с надписью “посторонним вход воспрещен”. Практически сразу дорогу преградил завал бревен, явно дело человеческих рук. Мы поругались на устроителей преград, но все равно пошли вперед. Почему-то мы подумали, что ее закрыли из соображений безопасности (а оказалось, там пограничная зона).

Тропинка долго шла вдоль реки, по очень скользкому склону, потом вильнула в сторону гор и снова оказалась у реки. Перед нами открылась мрачная, затянутая тучами, безлюдная долина. Бурная река рычала, как раскаты грома. Больше не было слышно ничего: ни птиц, ни тем более людей.

Река в июле была не такой широкой, как весной. Следы ее деятельности видны на берегу: массивные бетонные плиты, выкорчеванные с  корнем, металлические трубы и целые деревья, принесенные потоком воды. В 2018 году огромный кусок ледника обвалился, и грозил наводнением. И посреди этого — гора какого-то мусора. Тропа следует вдоль берега, так что пришлось карабкаться на эту гору. Стоя на самом верху, я поковыряла ногой поверхность — под слоем грязи оказался самый настоящий… спрессованный снег! Это громадина соскользнула, видимо, с соседней горы и до сих пор не растаяла.

Небо затянуло тучами, и стало немного не по себе. В этом месте было очень неуютно. Горы с нависшими на них вдалеке ледниками давили своими масштабами, гул реки вибрировал в черепной коробке, нагнетая обстановку. Рядом с природой чувствуешь себя ничтожно маленьким.

Облака то собирались на пиках гор, то расползались. Мы решили продолжить путь. Тропа начала резко взбираться в гору по лесу. Там она оказалась на удивление протоптанной, и даже отмеченной пирамидками. Тут явно ходили люди, причем не так давно.

Неожиданная преграда

Тропа потерялась в высокой крапиве. Мы прорубили ее до края холма, и уткнулись в высокую морену. Внизу журчал ручеек. Карта утверждала, что нам нужно перейти его и продолжить путь вдоль Местиачалы. Там тропа совсем потерялась, но была интуитивно понятна — ледник Лекзыр лежал прямо по курсу.

Лекзири, он же Лекзыр — крупнейший ледник на южном склоне Главного хребта Большого Кавказа. Он лежит к востоку от Ушбы, в окружении гор Бжедух, Уллукара, Лацга и Башильтау. На карте видно, что этот гигант разветвляется на три длинных языка общей длиной 15 км и площадью 38 кв.км. Он питает реку Местиачала.

Начал накрапывать дождь, а тучи были похожи на грозовые. До ледника оставались (предположительно) 2 часа ходьбы, учитывая отсутствие тропы. Мы повернули назад, решив вернуться в следующий раз рано утром и хотя бы с дождевиками. Уже дома я обнаружила, что мы гуляли по приграничной зоне.

Ледник Чалаади

Мы вернулись к подвесному мосту. На часах уже было 16:00, но в Местии летом темнеет около 21:00. За 40 минут мы добежали по лесу до ледника, увлеченно обсуждая будущий ужин — мы не ели с прошлого вечера, подсев на интервальное голодание.

Тропа к Чааладскому леднику очень простая, идеально размеченная. При подходе к курумнику она разветвляется. Желто-белые полоски указывают треккинговую легкую тропинку, а сине-белые линии и каменные пирамиды — сложную, проходящую по россыпи каменных глыб.

Конечно, мы пошли по сложной. Хотя бы потому, что легкую тропу мы потеряли.

Полчаса мы карабкались по шатким валунам каменной реки, и наконец вышли к высокой горке. И задумались. А где ледник-то?

В интернете обещали ледяные пещеры, чистую стену ледника и красивые виды. Они действительно существовали — до 2018 года. В 2019 обвалился последний грот. Например, в этом отчете лед все еще виден. Тот нависший на скале ледник, который увидели мы, лежал в часе-двух ходьбы по самому льду.

Как не надо ходить по ледникам

Мы решили осторожно залезть по камням, и взглянуть на ледник сверху. Мы начали взбираться на очень крутую каменную горку, где сквозь камни пробились кустики и молодые деревца. Там камни устойчивее. Но вскоре мы поняли, что идея была опрометчивая.

Пол шел сверху, и все его валуны катились мне прямо на ноги. Мы остановились и прислушались — прямо под ногами журчала река. Мы быстро эвакуировались с сомнительного участка, тем более что впереди не было ничего интересного.

Дело шло к закату. На вершине Чатын Тау (4411 м) повисла гроздь облаков. Мы долго вглядывались в морену, пока не разглядели по ее сторонам черный лед и какие-то проблески спрессованного снега.

Впрочем, виды на Ледник Чалаади, свисающий с горы, открывался грандиозный. Он на 6 км тянется со склонов Ушбы и Чатили (она же Чатын Тау).

Обратно нам удалось поймать попутку. Мы уже были на ногах десять часов, и прошли в общей сложности километров 30. Идти еще десять по унылой трассе не хотелось, и к счастью, работники гидроэлектростанции согласились подвезти нас.

Обновления рассылки

Введите свой Email ниже и подпишитесь на рассылку новостей

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!