Как живут современные индейцы чибча-муиски в Колумбии

История о том, как я познакомилась в Колумбии с французским антропологом, и попала в гости к индейцам племени чибча-муиски недалеко от города Ракира.

Знакомство с антропологом

Вернувшись с прогулки к древней обсерватории муисков, я размечталась об индейцах. С момента моего путешествия в Амазонку прошло уже три месяца, а я до сих пор бредила дикими племенами доколумбовой Америки.

Вдруг передо мной возникли ноги. Я запрокинула голову наверх, и с высоты двух метров со мной поздоровалась кудрявая голова: “Жан Батист. Можно, я присяду?”.

Так я познакомилась с французским антропологом. Он изучал колумбийское племя муисков, которые в незапамятные времена возвели обсерваторию из каменных фаллосов в окрестностях Вилла-де-Лейва. Чудесным образом мои мысли материализовались.

Читай также: Парк фаллосов в деревне Вилла-де-Лейва | Колумбия

Следующим утром я напросилась поехать с Жаном в поселение Агуабуэна, где живут так называемые нео-муиски. Это современные семьи, которые причисляют себя к потомкам муисков из Тунхи. Они возрождают утраченную культуру предков по книгам.

Индейцы чибча-муиски из села Агуабуэна

Агуабуэна оказалась даже не деревней, а заброшенной гончарной печью посреди горного узкого серпантина. Спустя полчаса на дороге показался молодой парень на мотоцикле, одетый в плотное коричневое пончо с орнаментом и плетеную шляпу. «Майкл» — представился он. «Майкл — это как-то не очень по-индейски» — шепнула я Жану. Он сказал, что это адаптация имени, а настоящее он забыл.

Две девочки в туниках, с длинными косами до пояса, спрыгнули с заднего сиденья мотоцикла и молча повели нас в лес.

Спустя 20 минут дошли до одиноко стоящего в чаще домика, около которого паслись три плюшевые овцы. Они меланхолично посмотрели в мою сторону, но пощупать себя не дали.

Дом Майкла построен из смеси глины и деревянных брусьев. Подобные я видела в музее в Согамосо, только те были круглой формы. В доме Майкла было две комнаты и кухня с печкой. В пристройке он оборудовал мастерскую, где ткал рубашки и пончо. Майкл изучает древние орнаменты по книгам, и наносит их на свою одежду. 

Читай также: Храм солнца в Согамосо | Колумбия

Майкл один воспитывает двоих детей. Девочки не ходят в школу. Вместо этого они посещают уроки керамики, языка муюскубун и работают в саду. В окрестностях Агуабуэна есть несколько семей, которые преподают эти знания детям. Неподалеку поселились аргентинские циркачи, которые учат детей жонглировать.

Вечером мы все вместе поужинали молоком с хлебом на теплой кухне. Я в который раз поймала себя на мысли, что простая еда доставляет больше удовольствия, чем любые деликатесы в ресторане, если ужинаешь на природе. После Майкл выдал мне традиционный плетеный коврик, который идеально поместился в палатку.

Рукоделие индейцев

Согласно преданию, белый бог Бочика научил своих проповедников ткачеству.

Испанские летописи сообщают, что у каждой семьи были ткацкий станок и веретено в доме. На ткани наносили растительные и минеральные краски при помощи керамических роликов и штампов.

Муиски не носили обувь, чтобы быть ближе к матери-земле.

Плотные пончо из овечьей шерсти чрезвычайно теплые и не промокают. В дождливом высокогорном климате такая накидка незаменима. Широкие хлопковые шарфы мужчины носили как пояс, а женщины — как тунику, перекидывая ее через плечо.

Мужчины разговорились о религии муисков. Майкл выдал что-то очень теологическое и мудреное, что и сами муиски бы не поняли. Сам он богам солнца и луныне поклоняется, но с интересом изучает легенды.

Со временем нео-муиски развернули из простой мифологии предков серьезное учение, добавили своих понятий, но оставили главное: почитание природы и баланс с миром.

Употребление коки

Майкл бросил в рот комок сушеных листьев из пакетика, а затем достал небольшую коробку, повертел в ней длинной костяной палочкой и смазал содержимым десны. Такие же коробочки я видела в музее в Боготе.

Листья коки с незапамятных времен индейцы использовали как природный стимулятор. Для усиления действия листьев их смешивали с известью, которой смазывали десны. Табак и коку древние народы использовали умеренно, как лекарство, а в наши дни они превратились в яд.

Продукты из листьев коки можно купить в Боготе. Например, в магазине “Coca indígena” есть заживляющие лосьоны, энергетические чаи и даже вино из коки от депрессии.

Чибча-муиски выращивали и употребляли коку за столетия до того, как появился наркотрафик. Они также уважали и защищали свою природную среду задолго до того, как появились защитники окружающей среды, и практиковали натуральную медицину до того, как она была заново открыта в 20-м веке. Испанцы богатства этой культуры не поняли, так как были одержимы только золотом. Им муиски представлялись как отсталые племена, потому что они практически не воевали с захватчиками.

Муиски питались в основном кукурузой, юкой, картофелем. В сельских районах Кундинамарки и Бояки по-прежнему используются традиционные методы, основанные на циклах осадков и фазах луны. Днем мы помогли Майклу ободрать собранные колосья киноа.

Гончарное мастерство чибча-муисков

На следующий день мы с Жаном пошли в гости к гончарам. Гончарное дело сохранилось в окрестностях Ракиры со времен муисков. Индейцы тоже делали в печах грубые керамические горшки и сосуды для деревенского использования.

Печи топили дубом, которого в местных лесах было очень много. Индейцы верили, что дуб делает сосуды прочными и огнеупорнымии. Кроме того, древесина этого дерева придавала обожженной керамике особый оттенок. Сейчас в Агуабеэне топят печи углем. Она раскаляется до 420 градусов.

Кроме утилитарных горшков местные мастера делают небольшие сувенирные поделки.

Свою продукцию они продают в Ракире. Это симпатичный туристический городок недалеко от Вилла-де-Лейва. Еще до прихода испанцев в 1580 году здесь производили керамику. Ремесленная деятельность сохранилась и в колониальные времена.

Туда мы и отправились.

Забытый язык народа чибча-муиски

Индейцы чибча-муиски говорили на языке муиск-кубун.

В 1580 году язык муиск-кубун объявили официальным языком Новой Гранады. Священники Боготы изучали этот язык, чтобы обратить в христианство коренные народы долин Боготы и Тунха. Изучение затрудняли различные диалекты, на которых разговаривали в Согамосо, долине Убаке, Боготе, Гуатавите, Суэске, Немоконе.

Ракира стала домом первого Августинского монастыря в Америке в 1604 году. Он называется Ля Канделярия. Монастырь расположен в горах, на пути из Ракиры в Агуабуэна.

Миссионеры создали первую грамматику, словари и письменный язык. Сами чибча-муиски письменности не знали. На сегодняшний день сохранилось пять исторических документов. Наиболее известной является грамматика Бернардо де Луго 1619 года. Это единственный документ, который напечатали еще при активном употреблении языка носителями. Большую роль в сохранении языка сыграл Хосе Селестино Мутис. Он собирал лингвистические документы для русской царицы Екатерины Великой, которая хотела создать словарь всех языков мира.

16 апреля 1770 года Карлос III объявил испанский язык единственным официальным языком империи. Преподавание и использование языка муиск-кубун было запрещено. 

Долгое время индейцы чибча-муиски и их язык считались полностью вымершими. 

Сейчас нео-муиски восстанавливают по крупицам язык муиск-кубун, носителей которого уже не осталось. В городе Суба действует детский сад «Gue Atÿqíb», в котором преподают базовый язык.

Подобное заведение «Uba Rhua» также есть в Бозе. В 2008 году студенты Национального университета Колумбии осуществили проект под названием «Muysccubun». Он включает транскрипцию первоисточников и обширный словарь. Кстати, в Гугл-плей есть бесплатное приложение “Muysccubun”, обучающее базовому муиск-кубуну.

Словарь языка муиск-кубун

  • Amar (исп) = Tyzu, matyzua (муискубун) = Любить
  • Buenos dias = Chisué = Добрый день
  • Amigo honesto = Guaque = Честный друг
  • Madre = Guaia = Мать
  • Padre = Paba = Отец
  • Abuela = Caca (kaka) = Бабушка 
  • Hombre = Muyska = Человек
  • Desnudo= chuhis = Голый
  • Esposa = gui​ = Жена
  • Esposo = sahaoa = Муж
  • En mi poder = Zuhuina, mhuina, ahuina = В моей власти, с моей стороны 🙂
  • Mañana = Aica = Завтра
  • Viejo = Tybara, tybacha = Старик
  • Vieja = Chutoca, guai = Старуха
  • Conocimiento, ò sentido = Huichca = Знание, чувство
  • Счет от 0 до 10: agueza, ata, boza, mica, muyhyca (михика), hyzca, taa, cuhupqua, suhuza, aca, ubchihica.

Проблемы индейцев чибча-муисков

14 000 человек в Колумбии зарегистрированы как индейцы чибча-муиски. Принадлежность человека к коренному населению спустя 500 лет установить сложно. Приходится полагаться на самоидентификацию индейцев и сохранившиеся списки из испанских резерваций. Например, фамилии Йопа, Каита, Кабиатива, Нивия, Нойта, Пиракум считаются коренными.

Прямые потомки чибча живут сегодня в Боготе и близлежащих городах: Cota, Chía, Tenjo, Sesquilé, Suba, Engativá, Tocancipá, Gachancipá and Ubaté.

Конституция 1991 года впервые признала право колумбийских коренных народов на собственную культуру, правительство и землю. Тогда потомки жителей резерваций стали массово подавать заявления о самоидентификации как муисков. Всего в стране насчитывается 102 коренные нации. 

Только 7 из 100 этнологических исследований отклоняются министерством. «У нас нет индикатора, чтобы определить, кто является коренным жителем, а кто нет», — говорит антрополог Карлос Орхуэла. «Заявители должны иметь групповую сплоченность, корни на исконной территории, мировоззрение, родственные связи и собственную систему регулирования, которая отличает их от остального населения Колумбии». Главную роль играют индейские фамилии из списков резерваций и владение участком земли на исконной территории индейцев. 

Признание коренной общины дает права на автономное регулирование, собственную землю и многочисленные надбавки и выплаты. В связи с этим каждый год число коренных общин растет. На данный момент 20% населения страны признали себя индейцами. До принятия Конституции такое “клеймо” навсегда лишало человека хорошей работы и социального статуса. 

Новыми правилами пытаются воспользоваться и обычные колумбийцы. Большой скандал возник вокруг “неомуисков” из Согамосо, древнего сакрального центра цивилизации муисков. Там молодые ребята решили признать себя муисками. Ни фамилии, ни земли у них не нет. Они признались, что устали жить по правилам общества. Они хотят создать собственную хиппи-коммуну, где они будут ходить босиком к озеру и выращивать кукурузу.

Также лицензию отняли у муисков из пригорода Боготы — Суба.

Обновления рассылки

Введите свой Email ниже и подпишитесь на рассылку новостей

Один комментарий

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!