Индейцы парка Ясуни

Чича — напиток из слюней индейцев | Вечеринка с ваорани

Ранним утром мы поехали с группой женщин собирать маниоку. Вечером мы будем делать знаменитый напиток чича для вечеринки охотников племени ваорани.

Чича — традиционный напиток индейцев

Чичу пили с давних времен еще в Инкской империи. Они почитали ее священным напитком, символом плодородия и богатства Пача Мамы — матери-земли. Готовили напиток из кукурузы и киноа. Инки называли напиток aqha. Название чича, вероятно, произошло от ацтекского слова chichiatl — забродившая вода. Испанцы, продвигаясь на юг, окрестили чичей все ферментированные напитки Нового света.

Свой рецепт чичи есть у каждой народности. В Венесуэле ее готовят из риса, в Перу — из кукурузы, а индейцы хиваро в Амазонке варят из плодов персиковой пальмы. В Чили ее делают из яблок и винограда, в Панаме — из любых фруктов, в Бразилии можно найти версии из плантанов — зеленых бананов, и сладкого картофеля батата. Ваорани в Эквадоре используют корнеплод маниоку.

Другое, более распространенное в Южной Америке название маниоки — юкка. Оказывается, есть два совершенно разных растения yuca — кассава, маниока и yucca — декоративный куст из семейства агавовых. Ошибались в этих двух названиях еще конкистадоры Гонсало Хименес де Кесада, а вслед за ним знаменитый испанский историй Педро Сьеса де Леона в “Хрониках Перу”. Чтобы еще больше усложнить, добавлю, что из агавы-юкки ацтеки в Мексике делали свой ферментированный напиток пульке.

Чича готовится путём ферментации различных растений через слюну. Традиционный способ сохранился только в небольших племенах. Конечно, на фестивале в Сантьяго-де-Чили или в перуанском Куско вам подадут чичу с искусственно добавленным в нее сахаром для ферментации.

Чичу обязательно предложат гостю в знак дружбы — отказываться от угощения не принято. Ни одно собрание или крупное событие не обойдется без распития этого напитка. Его пьют из деревянных чашек, выдолбленных тыквах-горлянках.

Как готовят чичу в племени ваорани

Приготовление напитка в семьях ваорани занимаются женщины. Они добывают в лесу клубни маниоки. Они растут в диком виде, лежат почти на поверхности. Ухаживать за таким растение не надо — оно устойчиво к любым засухам, может расти в истощенной почве. Маниока является важным источником углеводов, пищевых волокон, а также обеспечивает небольшое (3-4% дневной нормы) количество клетчатки, железа, витамина С и крахмала. 

Сырую маниоку упортреблять в пищу нельзя — в корнеплодах содержится цианид. В горьких клубнях его больше, в сладких — меньше. Юку обязательно нужно отварить перед употреблением. Впрочем, она такая твердая ,что вы врядли сможете ее разгрызть.

Затем добытые клубни очищают ее от плотной кожуры и варят несколько минут. Затем ее измельчают деревянной палкой, как картофельное пюре. В процессе задействованы несколько женщин — чем больше, тем лучше. Отваренную маниоку основательно пережевывают и сплевывают в отдельный чан. А потом берут из того чана и жуют опять. Сплевывают. Жуют. И так пока она не превратится в кашицу. Благодаря присутствующим в слюне ферментам крахмал из маниоки преобразуется в сахар, что способствует брожению. Бродить она начинает уже через пару часов.

В чиче содержится около 3%. Стоять она может три месяца, с каждым днем становясь все крепче. Детям дают чичу, которая простояла меньше одного дня — в ней почти нет алкоголя, как в квасе. Гости и женщины пьют недельную чичу, а самую крепкую оставляют для мужчин-охотников.

Индейцы делают напиток чича в чане
Единственное фото на телефон — камера на тот момент еще сохла в мешке риса

Вот так ее делают в Перу

[youtube https://www.youtube.com/watch?v=Fcf8WUB33hg&w=610&h=349]

Собрание охотников

Один день моего пребывания в Бамено выпал на местный “выходной”. В этот день все охотники остались дома. В полдень, после завтрака, они собрались под тенью крыши из пальмовых листьев. Пригласили и нас. Каждый из мужчин рассказывал истории о своей охоте, о встрече с ягуаром или большой добыче. Они вспоминали годы юности, делали прогнозы на будущую охоту. Сплетничали о знакомых ваорани и подшучивали друг над другом. В общем, болтали по душам. 

Читай также: Бамено — поселение индейцев ваорани. Как мы жили с индейцами в джунглях

Женщины подносили чичу, которую охотники выпивали залпом. Судя по нарастающему оживлению, бродила чича довольно долго. На этом собрании присутствовали все — женщины тоже рассказывали свои истории, бегали дети, входили и выходили мужчины из разных семей и соседних деревень. 

Индейцы парка Ясуни
Охотники ваорани

Дали чичу и нам. Не скажу, что я прониклась этим напитком уже с первого дня прибытия к ваорани. Но отказываться было не вежливо, да и когда еще выпьешь настоящей традиционной чичи. Это белый, мутноватый напиток, похожий на разбавленную в воде муку или очень жидкую кукурузную кашу. Немного кисловатый. Алкоголя в нем не чувствовалось — видимо, поэтому ее пили так быстро и много. 

История девочки по имени Конта

Ненадолго к нам в шалаш заглянула девочка Конта.

30 марта 2013 года в Ясуни произошел крупный конфликт между изолированными племенами тагаэри и цивилизованными ваорани. “Дикие” индейцы убили старейшин ваорани Омпора из общины Дикаро и Бугани из деревни Ярентаро. В ответ семьи убитых напали на племя, уничтожив всех мужчин и женщин. В живых остались только две девочки 2 и 6 лет —  Дабока и Конта. Их приютили другие ваорани. Маленькая Дабока осталась в Дикаро, а Конту забрал лидер Бамено Пенти.

Конта — слева

Сейчас Конте 13 лет. Она помнит события того дня: как ее разлучили с семьей, как она обрела спокойствие в Бамено. Она волнуется за судьбу своей младшей сестры и родственников, оставшихся в глубинах джунглей. Семь лет назад она жила в каменном веке, в сейчас великолепно говорит по-испански, пользуется смартфоном и одевается в европейскую одежду. 


Читай также: Люди каменного века. Неприкасаемая зона парка Ясуни

Изображение по умолчанию
Елена
Живу в путешествии, медленно передвигаясь между странами. За плечами уже 45 стран и 4 континента.Я родилась в Брянске, 8 лет жила и училась в Санкт-Петербурге. В это время я распробовала вкус самостоятельных путешествий. Начала с безопасной и привычной Европы, но довольно скоро меня потянуло в непонятные страны: Китай, Кению, Марокко. В 2016 году я пожила недолго в Канаде, учила английский и французский языки в школе, но быстро заскучала в размеренном ритме канадской жизни.Я купила за накопленные мили билет на Кубу в один конец, и отправилась исследовать Латинскую Америку без планов и с крошечным бюджетом. Автостоп, палатка, каучерфинг, волонтерство стали моей повседневной жизнью. Я жила с настоящими индейцами, поднимала на вершины гор, и прожила не один десяток ярких приключений. Путешествие продолжалось два года.В пандемию я не изменила себе, и провела необычный год в Грузии и Турции. Как оказалось, жить в дороге реально, и я счастлива в роли вечного странника.Хожу в походы, поднимаюсь на вершины, люблю живописный кемпинг и природу. Активно общаюсь с местными жителями (на английском, испанском, русском, французском и языке жестов), часто передвигаюсь автостопом. Иногда работаю по программе workaway или просто устраиваюсь переводчиком в турфирмы.Люблю индейцев и прочие малые народы. Ради знакомства с аборигенами лезу в чащу джунглей, иду пешком неделю по горам, забираюсь далеко за пределы google maps.Люблю вкусно и необычно поесть. Не брезгую кузнечиками, жуками, крокодилами, броненосцами и пивом из слюней индейцев. Но и нормальную кухню стран изучаю с энтузиазмом.Ценю хорошее вино. Пробую местные вина всех стран.Кроме путешествий, я занимаюсь дайвингом, много лет танцую буги-вуги, хожу в спортзал, пишу статьи и рассказы. Раньше увлекалась фотографией, работала с андеграундными рок-группами.
Статьи: 263

5 комментариев

  1. Мой таз зазвенел от удара тугой струи блевотины) Этот напиток можно сделать хуже только если еще помесить его немытыми ногами

Добавить комментарий