Я на вершине Казбека

Отчет о восхождении на Казбек (5033м) из Грузии

Казбек — один из самых известных и красивых пятитысячников Кавказа. Мы перепрыгивали ночью трещины на леднике, встретили рассвет над облаками, и любовались роскошным видом на Эльбрус. Восхождение на Казбек мы совершили 14 сентября в 10:40 утра.

Где находится гора Казбек на карте

Предисловие к статье

На гору мы поднялись вчетвером: я, Пол, гид Бако и русский парень Антон, с которым познакомились на интернет-форуме.

Небольшое видео из похода есть на Ютубе. Здесь оно не отображается.

Полезная информация о ценах, акклиматизации, контакты гидов и магазинов аренды снаряжения вы найдете в отдельной статье. Здесь — только отчет о моем восхождении на Казбек в 2020 году.

Читай также: Как бюджетно подняться на Казбек со стороны Грузии

За день до начала восхождения мы арендовали необходимую экипировку в Тбилиси, и отправились в Степанцминду — городок на границе России и Грузии.

День 1. Подъем до метеостанции

Гид встретил нас у гостиницы рано утром. Первым делом мы заскочили в пекарню за парой шоти — вкуснейшим грузинским белым хлебом. Шоти был только из печки и приятно обжигал ладони через бумагу. Мы не смогли устоять, и прикончили его за час.

Считаю, что брать вкусную еду в поход — это преступление. Она исчезает из рюкзака в одно мгновение, и в последние дни приходится жевать пустую овсянку и гречку, щедро посыпанную приправой харчо.

Первый участок пути до Гергетской церкви мы проехали на машине. Она находится на высоте 2170 м. День предстоял длинный, и особой нужды добавлять к нему 450 метров в горку не было. Правда, больше всего за машину выступал сам гид:)

Начало похода

Тропа к Казбеку ведет от парковки через в березовый лес. Увы, он скоро закончился, и дальше мы шагали под палящим солнцем. Я тихонько проклинала зимние ботинки и плотные штаны. На Казбек в сентябре можно было смело отправляться в походном бикини и сланцах.

По пути встретились горные козлы с кручеными рогами. Из таких рогов грузины пьют на праздниках вино.

Нам предстояло пройти за день 9 км, с набором высоты 1520 м. Иногда группы разбивают этот день на два, особенно если поднимаются пешком до церкви Самеба.

В 2018 году открылся новый альпийский приют AltiHut 3014. Он расположен между церковь Самеба и метеостанцией, на перевале Саберце (2700 м). Ночь с завтраком летом обойдется в 200 лари (60$), зимой — в 250 лари.

В самый разгар дня мы дошли до перевала Арша (2940 м). За ним туристов караулят пограничники. Они проверили наши паспорта, угостили кофе и подарили целую коробку шоколадок.

Ледник Гергети

Мы продолжили путь к Гергетскому леднику, стекающему с юго-восточного склона Казбека. Его еще называют Орцвири. Там мы надели кошки, хотя нужды в них не было. Лед не скользкий, но после дождя его поверхность может превратиться в каток.

По льду нужно пройти еще 2,5 км до метеостанции, где мы собирались остановиться на ночлег. Оттуда начинается ночное восхождение на Казбек. Тропа к станции идет немного в горку, набор высоты — 400 метров.

Подъем к метеостанции — популярный поход из Степанцминды. Для него не нужен ни гид, ни альпинистская экипировка. Трещин на леднике почти нет, и они отлично видны.

Метеостанция на горе Казбек была построена в 1933 году, но проработала недолго. Сейчас там открыт приют для туристов “Betlemi Hut”. Группы, совершающие восхождение на Казбек, останавливаются в здании или в кемпинге рядом.

Смотрители угостили нас кофе и вафлями, а когда я совсем разомлела у печки, запросили за ночь в приюте по 50 лари с человека. Я рассчитывала заплатить как минимум втрое меньше. Солнце стремительно проваливалось за горизонт, и я с ужасом подумала о ночевке в палатке.

Смотритель окинул меня взглядом. Вода в источнике на улице замерзала уже в 9 вечера, и ночь мне предстояла не самая жаркая. “70 лари за три ночи” — почесав затылок, озвучил он новую цену. Долго уговаривать меня не пришлось.

Нам выдали отдельную комнату с двухъярусным деревянным настилом. Внизу разместились мы с Полом, Антон залез наверх. Остаток вечера мы провели за нескончаемым чаем, гречкой с тунцом и шоколадками.

День 2. Акклиматизационный выход к часовне (3900 м)

Восхождение на Казбек проходит в довольно ленивом темпе. Наверное, поэтому меня впервые в жизни не мучила горняшка. Второй день был объявлен акклиматизационным, что на деле означало: поздний подъем, долгую медитацию на горы, небольшую вылазку по окрестностям и ранний отбой.

На холме рядом с приютом находится Вифлеемская часовня (Бетлеми). Это металлическая кабинка, прикованная к скале прочными тросами. Венчает ее небольшой крестик — единственный предмет, намекающий на церковное происхождение этой конструкции. Внутрь попасть нельзя.

Гид обещал научить нас альпинистским премудростям, но только показал, как натянуть на задницу обвязку. Для сравнения, в Боливии нас водили на ледник, и два часа учили карабкаться с ледорубами по отвесной стене.

метеостанция на горе Казбек

Ближе к середине дня стало беспокойно. Вид ледорубов и веревок вызвал воспоминание о моем первом восхождении на шеститысячник, которое я с треском провалила. Помню только жуткую горняшку, пронизывающий насквозь холод, и скрипучий снег под ногами — единственный нарушитель оглушающей тишины.

Неужели опять это все повторится?

Читай также: Уайна Потоси в Боливии. Восхождение на шеститысячник

На пик Казбека, как сладкая вата, накрутились облачка. Я задумчиво вглядывалась в его отвесные бока, как бы прося у гиганта разрешения на завтрашнюю шалость. Чайник дребезжал, опасно накренив бок на хлипкой газовой горелке. На всякий случай я выпила еще пару таблеток от горной болезни, завалявшихся в аптечке со времен Перу.

Я вышла на свежий воздух. Уверенной, мягкой поступью мимо проскользнула лиса — прямиком к предназначенной для нее тарелке с засохшими сосисками. Облака раздулись, как дрожжевое тесто и растеклись по всей долине. Я стояла посреди них, сжимая в руках мягкую силиконовую чашку с горячим травяным чаем.

Пара шагов — и здание приюта скрылось из вида. Иногда от облаков отрывались клочья, и сквозь образовавшийся разрыв были видны линии гор и красно-лиловый закат. Ради таких моментов я готова отказаться на время от всех радостей цивилизации.

Спать легли рано.

День 3. Штурм вершины

Будильник прозвенел в час ночи. Я по-солдатски вскочила на ноги, и начала слой за слоем натягивать на себя подготовленную одежду. Заранее собранный рюкзак послушно привалился к стене.

Пол принес горячий кофе с какао. Это наш походный рецепт, появившийся из-за необдуманной покупки пачки горького какао. Лучшего применения ей так и не нашлось.

Завтрак не лез в глотку. Я полизала сахарок, затолкала в себя ложку овсянки с орехами, но от волнения даже не почувствовала ее вкус. В стакан заполз паук, из-за чего я опрокинула кофе прямо на штаны. Ну вот, теперь ползти на Казбек с мокрой жопой.

Восхождение на Казбек. Начало

Восхождение на Казбек начинается в 2-3 часа ночи. Все группы одновременно выходят на штук вершины. Вначале мы шли по камням, в кромешной темноте. Пол играл в супермена, и выключил фонарик — ему и так все видно. Было жарко, как летом.

Вскоре мы пересеклись с другой группой, и долго крутились на леднике. Кажется, гиды потеряли тропу, ведь в этом сезоне восхождения на Казбек практически не совершались.

Справа послышался странный звук. Мы приблизились к конгломератным склонам стены Хмара. Она известна обильным камнепадом. Ночью камни подмораживает, но днем они идут без конца. Когда мы подошли к стене близко, снова начало сыпать. Гид с опаской вглядывался во тьму, я мысленно оборачивала свою короткую жизнь в обложку “Live fast die young”, а Пол гундосил какую-то дурацкую песенку.

Выход на ледник

На рассвете мы вышли на ледник. Если ночью в горах постоять без движения хотя бы минуту, превращаешься в ледяной чурбанок. Вот где по-настоящему осознаешь смысл фразы “Движение — жизнь”.

На леднике группа связалась веревкой. Мы нацепили кошки и медленно побрели по ледяной корке.

Над равниной разливался персиковый рассвет. Он разбивался о горные вершины, обливая их медом, но краски быстро испарялись. Жалко, что рассветы длятся всего мгновение.

Снежные пики загорелись лампами дневного света, и смотреть на них более было невозможно. Пришлось нацепить солнечные очки. Мы наконец вышли на склон Казбека, и начали траверсировать его в направлении перемычки. Оттуда до вершины рукой подать. По левую руку показался красавец Эльбрус.

«Альпинист на большой высоте подобен больному, бредущему во сне» — сказал однажды альпинист Эрик Шиптон. Высота, может быть, была и небольшая, но пронизывающий холод усугублял положение. Он сковывал пальцы ног, руки, совсем лишил чувствительности лицо. Благо, эта пытка длилась от силы час.

Вершина горы Казбек

Солнце мы поймали на седловине. До вершины оставались всего 30 метров. С другого бока на нее поднимались русские группы. Мы сбросили рюкзаки и куртки, и забежали на самую макушку Казбека.

На вершине мы обменялись с Полом кольцами в честь недавней свадьбы.

Вниз мы поскакали бодро, и уже через четыре часа были на метеостанции. По пути умудрились заблудиться на леднике. Пришлось катиться с него на попе. Ручьи оттаяли, и поверхность льда превратилась в каток.

Смотритель станции поздравил нас с удачным восхождением, и соорудил толстый бутерброд — самое то после 11-ти часов на ногах. На следующий день мы спустились в Степанцминду.

Обновления рассылки

Введите свой Email ниже и подпишитесь на рассылку новостей

комментария 2

1. Елена, Вы очень похожи на фото на вершине на Дарью Яшину. Берегите себя…

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!