Я на вершине Казбека

Мое восхождение на Казбек (5033м) | Грузия

Казбек — один из самых известных и красивых пятитысячников Кавказа. Мы перепрыгивали ночью трещины на леднике, встретили рассвет над облаками, и любовались роскошным видом на Эльбрус. Восхождение на Казбек мы совершили 14 сентября в 10:40 утра.

На гору мы поднялись вчетвером: я, Пол, гид Бако и русский парень Антон, с которым познакомились на интернет-форуме. За день до начала восхождения мы арендовали необходимую экипировку в Тбилиси, и отправились в Степанцминду — городок на границе России и Грузии.

Читай также: Как бюджетно подняться на Казбек со стороны Грузии

День 1. Подъем до метеостанции

Гид встретил нас у гостиницы рано утром. Первым делом мы заскочили в пекарню за парой шоти — вкуснейшим грузинским белым хлебом. Шоти был только из печки и приятно обжигал ладони через бумагу. Мы не смогли устоять, и прикончили его за час.

Считаю, что брать вкусную еду в поход — это преступление. Она исчезает из рюкзака в одно мгновение, и в последние дни приходится жевать пустую овсянку и гречку, щедро посыпанную приправой харчо.

Первый участок пути до Гергетской церкви мы проехали на машине. Она находится на высоте 2170 м. День предстоял длинный, и особой нужды добавлять к нему 450 метров в горку не было. Правда, больше всего за машину выступал сам гид:)

• Кавказские горы
  • Приют в горах
  • Горный пейзаж
  • Тропа на Казбек
  • Ледник Орцвири

Начало похода

Тропа к Казбеку ведет от парковки через в березовый лес. Увы, он скоро закончился, и дальше мы шагали под палящим солнцем. Я тихонько проклинала зимние ботинки и плотные штаны. На Казбек в сентябре можно было смело отправляться в походном бикини и сланцах.

По пути встретились горные козлы с кручеными рогами. Из таких рогов грузины пьют на праздниках вино.

Нам предстояло пройти за день 9 км, с набором высоты 1520 м. Иногда группы разбивают этот день на два, особенно если поднимаются пешком до церкви Самеба.

В 2018 году открылся новый альпийский приют AltiHut 3014. Он расположен между церковь Самеба и метеостанцией, на перевале Саберце (2700 м). Ночь с завтраком летом обойдется в 200 лари (60$), зимой — в 250 лари.

В самый разгар дня мы дошли до перевала Арша (2940 м). За ним туристов караулят пограничники. Они проверили наши паспорта, угостили кофе и подарили целую коробку шоколадок.

Шоколадка на фоне Казбека

Ледник Гергети

Мы продолжили путь к Гергетскому леднику, стекающему с юго-восточного склона Казбека. Его еще называют Орцвири. Там мы надели кошки, хотя нужды в них не было. Лед не скользкий, но после дождя его поверхность может превратиться в каток.

По льду нужно пройти еще 2,5 км до метеостанции, где мы собирались остановиться на ночлег. Тропа идет немного в горку, набор высоты — 400 метров.

Подъем к метеостанции — популярный поход из Степанцминды. Для него не нужен ни гид, ни альпинистская экипировка. Трещин на леднике почти нет, и они отлично видны.

Метеостанция на горе Казбек была построена в 1933 году, но проработала недолго. Сейчас там открыт приют для туристов “Betlemi Hut”. Группы, совершающие восхождение на Казбек, останавливаются в здании или в кемпинге рядом.

• Ледник Гергети
  • Вечер на леднике
  • Трещины
  • Альпинистские кошки
  • Kazbegi

Смотрители угостили нас кофе и вафлями, а когда я совсем разомлела у печки, запросили за ночь в приюте по 50 лари с человека. Я рассчитывала заплатить как минимум втрое меньше. Солнце стремительно проваливалось за горизонт, и я с ужасом подумала о ночевке в палатке.

Смотритель окинул меня взглядом. Вода в источнике на улице замерзала уже в 9 вечера, и ночь мне предстояла не самая жаркая. “70 лари за три ночи” — почесав затылок, озвучил он новую цену. Долго уговаривать меня не пришлось.

Метеостанция на Казбеги

Нам выдали отдельную комнату с двухъярусным деревянным настилом. Внизу разместились мы с Полом, Антон залез наверх. Остаток вечера мы провели за нескончаемым чаем, гречкой с тунцом и шоколадками.

День 2. Акклиматизационный выход к часовне (3900 м)

Восхождение на Казбек проходит в довольно ленивом темпе. Наверное, поэтому меня впервые в жизни не мучила горняшка. Второй день был объявлен акклиматизационным, что на деле означало: поздний подъем, долгую медитацию на горы, небольшую вылазку по окрестностям и ранний отбой.

• Церковь на Казбеке
  • Вид сверху на Гергетский ледник
  • У подножия горы Казбек

На холме рядом с приютом находится Вифлеемская часовня (Бетлеми). Это металлическая кабинка, прикованная к скале прочными тросами. Венчает ее небольшой крестик — единственный предмет, намекающий на церковное происхождение этой конструкции. Внутрь попасть нельзя. Некоторые грузинские пары венчаются здесь, а затем совершают восхождение на Казбек.

Гид обещал научить нас альпинистским премудростям, но только показал, как натянуть на задницу обвязку. Для сравнения, в Боливии нас водили на ледник, и два часа учили карабкаться с ледорубами по отвесной стене.

метеостанция на горе Казбек

Ближе к середине дня стало беспокойно. Вид ледорубов и веревок вызвал воспоминание о моем первом восхождении на шеститысячник, которое я с треском провалила. Помню только жуткую горняшку, пронизывающий насквозь холод, и скрипучий снег под ногами — единственный нарушитель оглушающей тишины.

Неужели опять это все повторится?

Читай также: Уайна Потоси в Боливии. Восхождение на шеститысячник

На пик Казбека, как сладкая вата, накрутились облачка. Я задумчиво вглядывалась в его отвесные бока, как бы прося у гиганта разрешения на завтрашнюю шалость. Чайник дребезжал, опасно накренив бок на хлипкой газовой горелке. На всякий случай я выпила еще пару таблеток от горной болезни, завалявшихся в аптечке со времен Перу.

• Закат в горах
  • Кавказкие горы на закате
  • Приют на Казбеке
  • Облака в лучах закатного солнца

Я вышла на свежий воздух. Уверенной, мягкой поступью мимо проскользнула лиса — прямиком к предназначенной для нее тарелке с засохшими сосисками. Облака раздулись, как дрожжевое тесто и растеклись по всей долине. Я стояла посреди них, сжимая в руках мягкую силиконовую чашку с горячим травяным чаем.

Пара шагов — и здание приюта скрылось из вида. Иногда от облаков отрывались клочья, и сквозь образовавшийся разрыв были видны линии гор и красно-лиловый закат. Ради таких моментов я готова отказаться на время от всех радостей цивилизации.

Спать легли рано.

День 3. Штурм вершины

Селфи

Будильник прозвенел в час ночи. Я по-солдатски вскочила на ноги, и начала слой за слоем натягивать на себя подготовленную одежду. Заранее собранный рюкзак послушно привалился к стене.

Пол принес горячий кофе с какао. Это наш походный рецепт, появившийся из-за необдуманной покупки пачки горького какао. Лучшего применения ей так и не нашлось.

Завтрак не лез в глотку. Я полизала сахарок, затолкала в себя ложку овсянки с орехами, но от волнения даже не почувствовала ее вкус. В стакан заполз паук, из-за чего я опрокинула кофе прямо на штаны. Ну вот, теперь ползти на Казбек с мокрой жопой.

Восхождение на Казбек. Начало

Восхождение на Казбек начинается в 2-3 часа ночи. Все группы одновременно выходят на штук вершины. Вначале мы шли по камням, в кромешной темноте. Пол играл в супермена, и выключил фонарик — ему и так все видно. Было жарко, как летом.

Вскоре мы пересеклись с другой группой, и долго крутились на леднике. Кажется, гиды потеряли тропу, ведь в этом сезоне восхождения на Казбек практически не совершались.

Справа послышался странный звук. Мы приблизились к конгломератным склонам стены Хмара. Она известна обильным камнепадом. Ночью камни подмораживает, но днем они идут без конца. Когда мы подошли к стене близко, снова начало сыпать. Гид с опаской вглядывался во тьму, я мысленно оборачивала свою короткую жизнь в обложку “Live fast die young”, а Пол гундосил какую-то дурацкую песенку.

• Рассвет в горах
  • Восход солнца на вершине Казбека
  • Трещины в леднике
  • Ледниковая морена

Выход на ледник

На рассвете мы вышли на ледник. Если ночью в горах постоять без движения хотя бы минуту, превращаешься в ледяной чурбанок. Вот где по-настоящему осознаешь смысл фразы “Движение — жизнь”.

На леднике группа связалась веревкой. Мы нацепили кошки и медленно побрели по ледяной корке.

Над равниной разливался персиковый рассвет. Он разбивался о горные вершины, обливая их медом, но краски быстро испарялись. Жалко, что рассветы длятся всего мгновение.

• Панорама Кавказских гор
  • Горы Кавказа
  • Покорение пятитысячника

Снежные пики загорелись лампами дневного света, и смотреть на них более было невозможно. Пришлось нацепить солнечные очки. Мы наконец вышли на склон Казбека, и начали траверсировать его в направлении перемычки. Оттуда до вершины рукой подать. По левую руку показался красавец Эльбрус.

«Альпинист на большой высоте подобен больному, бредущему во сне» — сказал однажды альпинист Эрик Шиптон. Высота, может быть, была и небольшая, но пронизывающий холод усугублял положение. Он сковывал пальцы ног, руки, совсем лишил чувствительности лицо. Благо, эта пытка длилась от силы час.

Вершина горы Казбек

• Штурм вершины
  • Поход в горы

Солнце мы поймали на седловине. До вершины оставались всего 30 метров. С другого бока на нее поднимались русские группы. Мы сбросили рюкзаки и куртки, и забежали на самую макушку Казбека.

На вершине мы обменялись с Полом кольцами в честь недавней свадьбы.

• Свадебные кольца
  • Kazbegi summit
  • Горы

Вниз мы поскакали бодро, и уже через четыре часа были на метеостанции. По пути умудрились заблудиться на леднике. Пришлось катиться с него на попе. Ручьи оттаяли, и поверхность льда превратилась в каток.

Смотритель станции поздравил нас с удачным восхождением, и соорудил толстый бутерброд — самое то после 11-ти часов на ногах. На следующий день мы спустились в Степанцминду.

Изображение по умолчанию
Елена
Живу в путешествии, медленно передвигаясь между странами. За плечами уже 45 стран и 4 континента.Я родилась в Брянске, 8 лет жила и училась в Санкт-Петербурге. В это время я распробовала вкус самостоятельных путешествий. Начала с безопасной и привычной Европы, но довольно скоро меня потянуло в непонятные страны: Китай, Кению, Марокко. В 2016 году я пожила недолго в Канаде, учила английский и французский языки в школе, но быстро заскучала в размеренном ритме канадской жизни.Я купила за накопленные мили билет на Кубу в один конец, и отправилась исследовать Латинскую Америку без планов и с крошечным бюджетом. Автостоп, палатка, каучерфинг, волонтерство стали моей повседневной жизнью. Я жила с настоящими индейцами, поднимала на вершины гор, и прожила не один десяток ярких приключений. Путешествие продолжалось два года.В пандемию я не изменила себе, и провела необычный год в Грузии и Турции. Как оказалось, жить в дороге реально, и я счастлива в роли вечного странника.Хожу в походы, поднимаюсь на вершины, люблю живописный кемпинг и природу. Активно общаюсь с местными жителями (на английском, испанском, русском, французском и языке жестов), часто передвигаюсь автостопом. Иногда работаю по программе workaway или просто устраиваюсь переводчиком в турфирмы.Люблю индейцев и прочие малые народы. Ради знакомства с аборигенами лезу в чащу джунглей, иду пешком неделю по горам, забираюсь далеко за пределы google maps.Люблю вкусно и необычно поесть. Не брезгую кузнечиками, жуками, крокодилами, броненосцами и пивом из слюней индейцев. Но и нормальную кухню стран изучаю с энтузиазмом.Ценю хорошее вино. Пробую местные вина всех стран.Кроме путешествий, я занимаюсь дайвингом, много лет танцую буги-вуги, хожу в спортзал, пишу статьи и рассказы. Раньше увлекалась фотографией, работала с андеграундными рок-группами.