Музей золота в Боготе

Музей золота в Боготе — один из лучших музеев не только Колумбии, но и всей Южной Америки.

Музей золота (El Museo del Oro) находится в столице Колумбии, Боготе. Это крупнейший в мире музей, посвященный золоту. В нем представлена ​​шикарная коллекция доколумбового золота из 6000 экспонатов. Всего в музее хранится 55 000 предметов.

Постоянная экспозиция разделена на культуры: Калима, Кимбайя, Муиска, Зену, Тьеррадентро, Сан-Агустин, Толима, Таирона и Ураба.

Как добывали золото индейцы муиски

Испанский конкистадор Васко Нуньес де Бальбоа описал способ добычи золота в 1513 году: «Добывают золото тремя способами. Один состоит в том, что ожидают полноводья рек, текущих в ущельях, а когда реки высыхают, то на поверхности остается золото, смытое с горных отвесов. Индейцы рассказывали, что они достигают размеров кулака. Другой способ состоит в том, что муиски ожидают, когда в горах высохнет трава, после чего её поджигают, а затем отправляются на поиски крупных самородков. Также строили наносные террасы, отводя воду по каналам, чтобы на берегу оседало золото».

Статуэтки и украшения делали из чистого золота или (чаще всего) из его сплава с серебром и медью, который называется тумбага. Соотношение элементов могло быть любым — таким образом муиски добивались различных оттенков изделия. Золота было не меньше 40% (желтый оттенок), 15-25% серебра, которое так или иначе присутствовало в самородном золоте (белый цвет) и 25-40% меди (розоватый или красноватый оттенок). Жёлтое золото символизировало мужскую силу, а красноватая медь – женственность. Температура плавления тумбага ниже, чем если бы их пытались расплавить по отдельности — это упрощало процесс изготовления украшений.

Индейцы Колумбии использовали технологию «потерянного воска», которая и сейчас используется ювелирами. Сначала делали форму из глины, заливали ее воском иснова покрывали глиной, оставив воронку. Затем форму нагревали и воск вытекал из нее. Вместо воска заливали расплавленное золото с медью. Сплав застывал внутри, после чего глину аккуратно откалывали.

Известные экспонаты музея золота в Боготе

Золотой плот

В музее находится знаменитый золотой плот Муисков, который представляет собой коронацию нового правителя зипы на озере Гуатавита. Эта традиция стала основой для мифа о золотой стране Эльдорадо, которым были одержимы испанские конкистадоры. Будущий вождь покрывал свое тело смолой и золотой пылью, и выходил на плоту в центр озера вместе со своими приближенными. Он сбрасывал золотые слитки и украшения в воду в качестве подношения богу Солнца. После он нырял в воду и быстро плыл к берегу. Если золотая пыль полностью смывалась, значит боги принимали его.

Изображения животных в мифологии муисков

Птицы — символ шамана, так как они соединяют небо и землю. Как они, шаман может летать и видеть на дальние расстояния. Поэтому во многих традиционных костюмах используются перья. Согласно древним мифам, черные птицы, в виде которых появились на земле древние шаманы, принесли на планету свет и землю. Первые кланы поселились на ней.

Многие культуры практиковали человеческие жертвоприношения. Некоторые индейцы учили попугаев человеческой речи, и заменяли этими птицами живого человека.

Ритуальная фигура попугая.

Птицы олицетворяют “верхний мир”. Люди, ягуары и олени живут в “среднем мире”, а самые нижние ярусы принадлежат летучим мышам, змеям и кайманам. На фото — насадка на трость из золота, 490 г н.э.

Ягуар — это символ мужской силы и власти у многих народностей Южной Америки, а также мудрость охотника и воина. Вожди племен и другие влиятельные люди раскрашивали свои одежды под шкуру ягуара, носили клыки и когти этого животного на шее. Черепа диких кошек служили амулетом. Шаманы в своих астральных путешествиях превращаются именно в ягуаров.

И, наконец, представитель нижнего мира — летучая мышь. Она связана с ночью и, следовательно, со смертью.

Посмертные маски

Жители Тьеррадентро помещали подношения с керамическими предметами и роскошными золотыми артефактами внутри подземных погребальных камер. Они были вырыты в вулканическом камне на вершинах гор. Эти камеры очень похожи на жилые помещения. Внутри, в нишах, находились урны с останками умершего. В одной из этих камер была обнаружена эта маска смерти высокопоставленного человека. По периметру маски видны отверстия для крепления ее шнуром к лицу умершего.

Такие погребальные маски надевали на мертвецов, одну поверх другой. Это должно было наладить лучший контакт с загробным миром.

Фигурки тунхо

Тунхо — это небольшая плоская фигурка из сплава тумбаго. Детали на ней выполнены при помощи золотых нитей. Они изображают реальных людей, например женщину с ребенком или воинов.

Тунхо использовали в качестве подношения бога: закапывали в пещерах и храмах, бросали в озеро, хоронили у входа в жилище. А вот в гробницы из с собой не брали. Их изготавливали сами жрецы, причем для конкретной церемонии, всего за пару дней до использования фигурки.

Золотые диски

В музее много изделий с такими золотыми дисками. Во время церемоний они отражали лучи солнца и издавали металлический звон. Это помогало участникам войти в транс и войти в контакт с богами.

Морские раковины

Морские раковины были покрыты золотом. Со временем ракушки исчезли, а золотое покрытие сохранилось до наших дней. Доколумбовы кульутры были тесносвязаны с природой и использовали в своем искусстве природные мотивы.

Сосуды для коки

В Андах выращивали коку. Ее листья пережевывали, чтобы добиться легкого стимулирующего эффекта. Кроме того, ее использовали в магических шаманских ритуалах и для лечения болезней.

Для усиления действия коки использовали перемолотую известь, которую добывали из морских раковин. Ее хранили в сосудах «попоро» (на фото), и доставали при помощи палочки. Небольшое количество извести намазывали на десны в процессе пережевывания коки. Традиция сохранилась до сих пор. К кокаину не имеет никакого отношения.

Украшения из золота

Нагрудное украшение
Изумруды имели важное символическое и религиозное значение для культур коренных народов Америки. Для муисков они олицетворяли подземный мир и накапливали энергию предков. Подземный мир представлялся им зеленого цвета — так как листья и плоды, падающие с деревьев, уходят в землю. Они дают жизнь семенам весной. Цвет этих камней представлял собой воду, плодородие и силу самой жизни.

Сосуды культуры Кимбая

Керамика в музее золота в Боготе

Или вот такая рожа.
Без эротики не обходится ни одна выставка керамики в Южной Америке. Это вам не скучные горшки и тарелки:)
Стандартное изображение
Елена

Живу в путешествии, медленно передвигаясь между странами. За плечами уже 47 стран и 4 континента.

Мой первый опыт путешествий — это пакетная Турция в далеком детстве, где я до мурашек по коже восторгалась древними руинами. Я начала путешествовать самостоятельно по Европе лет в 16, охотясь на распродажи Ryanair. Близость Санкт-Петербурга к Прибалтике просто не оставила мне шансов.

В 2010-х начался бум кругосветок и зимовок в теплых странах. Я узнала о каучсерфинге, автостопе, волонтерских программах. Я стала задаваться вопросом: зачем возвращаться в одну точку, если можно жить в путешествии?

Довольно скоро меня потянуло в страны, в которых ничего не понятно: Китай, Кению, Марокко. Я спала в палатке рядом с бегемотами, поднималась на священные китайские горы, смело торговалась с арабскими торговцами, ела крокодилов и змей — и все меньше хотела возвращаться в «нормальную жизнь».

В 2016 году я пожила недолго в Канаде, где учила английский и французский языки, но быстро заскучала в размеренном ритме канадской жизни. Свалившиеся на мою голову неприятности дали мне понять, что пора начать жить по-своему, без оглядки на чужие идеалы.

Я купила билет на Кубу в один конец, и отправилась исследовать Латинскую Америку без планов и с крошечным бюджетом. Автостоп, палатка, каучерфинг, волонтерство стали моей повседневной жизнью. Я жила с настоящими индейцами, встречалась с амазонскими шаманами, ходила по горам с рюкзаком по десять дней, и прожила не один десяток ярких приключений.

Путешествие продолжалось два года. На частном острове в Карибском море я познакомилась с будущим мужем. С тех пор мы путешествуем вдвоем.

В пандемию я не изменила себе, и продолжила путешествовать. Я вышла замуж, завела собаку, поднялась на шеститысячник и начала заниматься скалолазанием. И хотя приходится приспосабливаться под постоянно меняющиеся условия, такой темп жизни меня устраивает.

Коротко о моих увлечениях:

Хожу в походы, поднимаюсь на вершины, занимаюсь скалолазанием. Всегда вожу с собой палатку.

Люблю индейцев и прочие малые народы. Ради знакомства с аборигенами лезу в чащу джунглей, иду пешком неделю по горам, забираюсь далеко за пределы google maps.

Люблю вкусно и необычно поесть. Не брезгую кузнечиками, жуками, крокодилами, броненосцами и пивом из слюней индейцев. Но и нормальную кухню стран изучаю с энтузиазмом.

Ценю хорошее вино и люблю эксперименты. Пробую местные вина, даже если это Марокко и Египет (не берите с меня пример).

Кроме путешествий, я занимаюсь дайвингом, много лет танцую буги-вуги, тягаю гантельки в спортзале, занимаюсь йогой и акройогой, гоняют по сто километров на раздолбанном велосипеде, пишу статьи и рассказы. Раньше увлекалась фотографией, работала с андеграундными рок-группами.

Статей: 322

4 комментария

Ответить

error: Content is protected !!