Скульптура крокодила

Национальный музей Коста-Рики 

Национальный музей Коста-Рики — один из самых интересных музеев в Сан-Хосе. Там собрана коллекция доисторических артефактов, таких как загадочные каменные сферы и золотые украшения индейцев. В этой статье я покажу самые важные экспонаты, а заодно расскажу немного об истории Коста-Рики.

Национальный музей Коста-Рики: практическая информация

  • Адрес: площадь Демократии, баррио Беллависта, Сан-Хосе
  • Время работы: со вторника по субботу с 8:30 до 16:30, в воскресенье с 9:00 до 16:30. Понедельник — выходной.
  • Цена: 11$
  • Сайт: https://www.museocostarica.go.cr/

Коллекция музея разместилась в здании бывшей крепости, построенной в 1917 году. Казармы Беллависты были складом оружия, а также использовались для обучения новобранцев военным навыкам. Когда армия Коста-Рики была упразднена в 1948 году, здание передали музею. 

Коллекция Национального музея Коста-Рики

Первые люди в Коста-Рике

Первые поселения людей возникли на территории Коста-Рики между 12000 и 8000 годами до нашей эры. Они селились в долине реки Турриальба и в регионе Гуанакасте. К 5000 году до н.э. эти люди научились выращивать клубни и кукурузу, а также начали ухаживать за фруктовыми деревьями и пальмами. 

На дворе 2022 год, а диета костариканцев ничуть не изменилась. 

Читай также: Кухня Коста-Рики. Царство гайо-пинто

К 9 веку нашей эры деревни выросли в размерах, а их внутреннее устройство усложнилось. Во главе народа встал касик (вождь) или шаман. Появилась внутренняя иерархия, предметы роскоши, развивались новые методы земледелия. 

Каменные шары Коста-Рики

В 300-800 годах н.э. народ, проживавший на юге тихоокеанского региона в долине реки Диквис, создавал каменные сферы, предназначение которых до сих пор неизвестно. По одной из версий, они могли быть территориальными маркерами, либо имели астрономическую функцию, связанную с земледельческим циклом. Другая версия утверждает, что шары имеют естественное происхождение. Они могли возникнуть во время извержения вулкана, когда раскаленная лава попала в холодную воду.

Первые шары были обнаружены в 1930-х годах рабочими компании «United Fruit» при расчистке площадей для банановых плантаций. С тех пор эти шары сверлили и кололи в поисках золота, растащили по музеям всего мира, и в итоге на месте обнаружения осталось не больше десяти каменных сфер.

Каменные сферы Коста-Рики объявлены объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2014 году.

Народ чоротега. Мезоамериканское влияние

В 900-х годах на полуостров Никойя стали прибывать группы мезоамериканской культуры, говорящие на языке чоротега. Они принесли новую религию, систему письма, новый стиль искусства в керамике. 

*Мезоамерика — большая культурная область, которая простирается от мексиканского штата Чьяпас и полуострова Юкатан до костариканского полуострова Никоя. Самые известные представители этой культуры — народ майя. 

Летописец Лопес де Гомара говорит, что чоротеги были «смелыми, хотя и жестокими, и очень подчинялись своим женщинам».

Народы, на которых повлияли переселенцы из Мезоамерики, стали образовывать более сложные общества. На полуострове Никойя с 8-го по 16-й век даже существовало королевство Никойя, под властью которого на момент прибытия испанцев находились 6063 человека. 

Вождь касик обладал политической властью, выполнял религиозные и церемониальные функции. Он имел ограниченную власть, и был вынужден учитывать традиции и мнение общины. Для этого существовал совет монексико, который состоял из членов различных кланов, и избирался голосованием каждый месяц. 

Хотя бартер играл важную роль в обмене, какао-бобы служили чоротега в качестве валюты. Уже тогда деньги подделывали. Известны случаи, когда из семян извлекали какао и заполняли их землей.

Читай также: Музей эквадорской культуры в Кито

Существовали также общественные советники, которых можно сравнить с христианскими священниками. Они конфиденциально посещали людей, помогали им в сложной ситуации. Иногда накладывали на них «наказания» в виде общественных работ, такие как подметание площадей или добыча дров для храмов. Советники не имели права разглашать содержание консультаций. Также третьи лица, подслушивавшие их, подвергались суровому наказанию. Общественные советники оставались холостыми, в отличие от касиков.

Секс у индейцев чоротега

  1. Касики пользовались правом первой ночи по просьбе семьи женщины, так как это облегчало ей поиск мужа. На таких девушках индейцы женились охотнее. 
  2. Имеются упоминания об особой супружеской практике. Женщина занималась проституцией, чтобы собрать приданое, а затем просила своих клиентов построить ей дом. Когда дом был достроен, женщина выбирала себе мужа среди клиентов, и тех пор она считалась хорошей женщиной.
  3. Обычная цена за сексуальные услуги женщины составляла десять какао-бобов.
  4. У чоротегов справлялись обряды, во время которых замужние женщины могли вступать в половые отношения с кем угодно, без сцен ревности и наказания впоследствии. Однако в обычных обстоятельствах за прелюбодеяние женщины наказывали выговором, телесными наказаниями и изгнанием из дома. Родственники оскорбляли ее и игнорировали, а общество считало ее нечистой и бессовестной женщиной.
  5. Если слуга вступал в половую связь с дочерью своего господина, их обоих хоронили заживо. 
  6. Половые связи между мужчинами карались смертной казнью либо побиванием камнями.

Культ пернатого змея

В 400-500 годах н.э. на полуостров Никойя прибыли мезоамериканские группы науа, пипил и теотиуакан. Они принесли с собой культ Тлалока — бога дождя, и Кецалькоатля — пернатого змея.

В королевстве Никойя проходили три фестиваля в год, совпадающие с урожаем кукурузы. В эти дни монархи облачались в свои лучшие одежды, красились церемониальной краской, пили чичу и плясали перед храмом. Позже они поднимали на вершину земляной пирамиды шесть военнопленных, и делали им ритуальную кардиотомию — удаление сердца. Затем обезглавленные тела сбрасывали вниз.  

Народ чибча. Влияние с юга

С юга на народы Коста-Рики повлияли народы Карибского региона и Южной Америки. Они говорили на языке чибча.

Эту культуру ученые называют промежуточной. Она занимала земли современной Коста-Рики, части Никарагуа, Панамы, Колумбии и тихоокеанское побережье Эквадора. Промежуточная культура служила мостом между Мезоамерикой и Андским регионом. Эти народы не создали великих цивилизаций, как майя, инки или ацтеки.

Известно, что в некоторых общинах вождями были женщины. В 1562 году испанский капитан, посетивший индейцев ботос, был «хорошо принят их индийским касиком и ее мужем, который мало командует».

Во второй половине XIX века палеонтолого Габб написал о коренных жителях Таламанки: «Раньше вожди осуществляли лишь номинальную власть над людьми. Основные преимущества, вытекающие из его положения, были скорее социальными, чем политическими. Вождя подводили к лучшему гамаку, когда он входил в любой дом. С ним обращались с большой роскошью и предлагали шоколад, в то время как низшие люди должны были довольствоваться чичей. Но в случае драки вождь должен был защищаться от ударов дубин, как и любой другой простой смертный».

Читай также: Как живут современные индейцы чибча-муиски в Колумбии

Золото «богатого берега»

Металлургия проникла на территорию Коста-Рики из Колумбии приблизительно в 400 году.

Важность золота заключалась не в самом материале, а в его значении как символа власти. В основном золото использовали для обмена с соседними обществами, а также в религиозных ритуалах.

На полуострове Оса на юге Коста-Рики до сих пор есть золотоносные реки, которые люди промывают и сегодня. Ранние источники описывают кладбище Уакаль-де-Бугаба прямо через границу в Панаме и равнины Чирики, где нашли множество могил с золотом.

В начале европейского завоевания в регионе случилась короткая золотая лихорадка, которая привлекла американских искателей удачи на равнины Чирики. Тысячи гробниц Панамы и Коста-Рики были вскрыты, а ошеломляющее количество золотых украшений было вывезено за рубеж. Банк Англии ежегодно переплавлял золотые артефакты Чирики на сумму более 10 миллионов долларов — и эта цифра не включает незарегистрированные предметы!

К моменту прихода испанцев Коста-Рика была заселена независимыми народами, с разным уровнем развития. У них не было своих государств, границ, крупных городов или единого языка. Выделяют группы индейцев чоротега, брунка, уэтар, брибри, кабекар, но это лишь капля в море. Из-за такого разделения испанцам было тяжело подчинить народы Коста-Рики, так как приходилось сражаться с каждым касиком отдельно. В других странах Латинской Америки народы уже были объединены крупными империями. Яростнее всего сопротивлялись завоевателям народы, проживавшие в горах Таламанка: брибри, кабекар, мишика, терби. Они постоянно поднимали восстания, и так и не приняли христианскую религию.

Читай также: Знаменитый музей золота в Боготе

С открытием огромных запасов золота и серебра в Южной Америке, в частности в Перу и Боливии, золотоискатели забыли про Коста-Рику.

Читай также: Антропологический музей в Мехико

Обновления рассылки

Введите свой Email ниже и подпишитесь на рассылку новостей

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!