Фотография на вершине горы Раздельная в Киргизии

Пик Ленина. Восхождение на вершину Раздельная (6148 м)

Пик Ленина — знаменитый семитысячник горной цепи Тянь-Шань, одна из семи вершин Снежного Барса. Когда я прилетела в Киргизию, я и мечтать не могла о восхождении на такого гиганта. Поэтому когда я за день собралась и просто пошла на гору — ахнули все. И хотя я дошла только до вершины Раздельная (6100м), я получила бесценный опыт высотных восхождений.

Мужик с дыней. Как мне взбрело в голову пойти на Пик Ленина

Я не альпинист, но я очарована горами уже больше пяти лет. После тяжелой горняшки, свалившей меня на восхождении на Уайна Потоси (6080м), я решила ограничиться высотами до пяти тысяч метров. Я успешно сходила на Казбек в Грузии, на вулкан Серро Токо в Чили, и в многочисленные треккинги.

Однако непокоренная вершина сидела занозой в памяти. Уайна Потоси подарила мне тяжелый, но очень мощный опыт. С тех пор я с трепетом смотрела на альпинистов, а при виде заснеженных вершин и ледниковых трещин у меня замирало сердце. Когда в Киргизии я услышала про «легкий» семитысячник, я не раздумывая вписала его в список желаний. Знаете, такой список с пометкой «когда-нибудь потом», где хранятся самые монументальные цели. Представила, как я буду тренироваться весь год, перестану есть тортики, куплю самое лучшее снаряжение — и отпустила идею в космос.

Я и представить не могла, что исполнять амбициозную мечту я побегу… через месяц!

Жарким летним днем я ковыряла арбуз в хостеле в Оше. Было скучно. Муж случайно ушел в Узбекистан в одних трусах, и не вернулся — наземный переход обратно в Киргизию был закрыт из-за ковида. Одна из сотен глупых историй, которыми так богаты путешествия. Мне тоже хотелось выкинуть «что-нибудь эдакое».

За соседним столиком ковырял дыню мужик в очках. Он там давно сидел, уже неделю или даже две. То с арбузом, то с дыней. Вдруг он оказался у меня за столиком с огромным ломтем дыни. Я лениво потянулась к тарелке, немного расстроенная, что меня выдернули из полуденной дремы. Пришлось начать разговор.

Кто бы мог подумать, что мужик с дыней окажется альпинистом, который только что вернулся с группой с пика Ленина! Он рассказывал горные байки, а я жадно впитывала каждое слово, боясь похвастаться своим скромным опытом. Разговор подошел к концу. Паша встал, собираясь уходить, и я решилась поделиться сокровенным…

— Я бы тоже хотела когда-нибудь подняться на пик Ленина.

— Хочешь, пойдем прямо завтра?

— Хочу.

В тот же день Паша сдал билет на самолет, связался с базовым лагерем, подсчитал бюджет, провел ревизию моей снаряги. А я? Я от стресса объелась пирожными в кафе, и трясущимися руками сняла все деньги с карты. Подчистую.

А потом скинула маме и мужу смску: «Я ушла на пик Ленина».

Практическая информация о восхождении на пик Ленина

В этом разделе вы найдете цифры, бюджет восхождения, план акклиматизации и прочие сухие факты. В конце статьи — мой отчет о восхождении с фотографиями.

Я поднялась на гору в июле 2021 года. Еще два года заняло у меня написание этого отчета, потому что признаваться в своих поражениях тяжело.

Экипировка

У меня была с собой снаряга, подходящая для летних горных походов. Я ее подробно описывала в статье «Что взять с собой в поездку? Обзор моего рюкзака».

Остальное пришлось собирать на ходу. Очки для сноуборда нашел в Ташкенте муж; на складе на Ошском рынке (в разгар июля!) я отыскала огромный мужской пуховик; Паша отдал мне одну треккинговую палку.

Ниже приведу мой список вещей.

Восемь слоев одежды

• термобелье шерстяное (две пары),
  • легкие бамбуковые носки (две пары) и теплые носки (две пары),
  • штаны для треккинга влагоустойчивые Outventure,
  • флисовая кофта,
  • шапка,
  • балаклава — иногда на шею, иногда вместо шапки, так как она полегче,
  • водонепроницаемая ветровка Colombia,
  • под нее — легкий пуховик Red Fox,
  • и еще одна пуховая куртка с Ошского рынка якобы Under Armor. На мне всегда было две куртки: либо пуховик и ветровка, либо два пуховика.
  • шерстяные перчатки,
  • поверх — высотные толстые перчатки Red Fox (купила в базовом лагере).

Для кемпинга

• Спальный мешок Deuter Astro Pro 600 (комфорт -5С) — мой вечный спутник во всех походах;
  • Второй тяжелый мешок (название не помню) с более плотным пухом, который мне отдал Паша;
  • Надувной матрас, который сдулся в самый неподходящий момент. Подозреваю, что я на 5800м проколола в нем дырку кошками;
  • Обычный каремат из Декатлона;
  • Палатка Red Fox.
  • Три баллона газа и горелка типа джетбоил (она нагревается быстрее и ветер не задувает огонь);
  • Бутылка для воды;
  • Чашка силиконовая (она же тарелка) и пластиковая вилка-ложка.

Еда

В первых двух базовых лагерях нас кормили. Продукты нам понадобились только наверху, после прохождения ледника.

• Шоколад в огромном количестве.
  • Сублиматы: гречка, борщ, и т.п. И побольше соли.
  • Кофе, чай.

Из-за высоты есть не хотелось. Хорошо шел шоколад, чай, и любая соленая жидкость. Ледниковая вода пустая, и только вымывает минералы из организма. Напиться ею невозможно.

Аптечка

• аспирин (его в горах много не бывает);
  • пенталгин или любое другое обезболивающее;
  • мезим или смекта — у меня всегда в горах болит живот;
  • противовирусные;
  • электролиты для обогащения воды и избежания обезвоживания (или это я один такой водохлеб?).

Другие вещи

• Солнцезащитный крем (самый мощный, мазать толстым слоем);
  • Сноубордические очки (обычные наверху не спасут);
  • Обвязка (она у меня еще со скалодрома в рюкзаке валялась);
  • Веревка;
  • Ледоруб, кошки, альпинистские огромные ботинки — арендованные;
  • Прибор для измерения кислорода в крови (надевается на палец и периодически врет);
  • Фонарик с запасными батарейками;
  • Камера, телефон, зарядные устройства;
  • Предметы гигиены.

План акклиматизации на пик Ленина

1. Трансфер Ош – базовый лагерь в урочище Ачик-Таш (3600 м).
  2. Акклиматизационный выход на перевал Путешественников (4200 м) и возвращение в лагерь.
  3. Переход в лагерь ABC (4400 м).
  4. Восхождение на пик Юхина (5100 м) и возвращение в лагерь. Многие группы ночуют на вершине Юхина.
  5. Отдых.
  6. Переход через ледник во второй базовый лагерь (5300 м). Там уже нет никакой инфраструктуры.
  7. Переход в третий базовый лагерь у подножия горы Раздельная (5800 м).
  8. Акклиматизационное восхождение на вершину Раздельная (6100м). Возвращение в базовый лагерь ABC (4400м).
  9. Отдых.
  10. Отдых.
  11. Переход в третий базовый лагерь (5800 м).
  12. Переход в четвертый базовый лагерь (6100 м).
  13. Штурм вершины пик Ленина (7134 м). Возвращение в четвертый базовый лагерь.
  14. Спуск в базовый лагерь ABC (4400 м).
  15. Спуск в базовый лагерь Ачик-Таш (3600 м).
  16. Трансфер Ачик-Таш — Ош.

Бюджет восхождения на пик Ленина

У подножия пика Ленина есть несколько базовых лагерей, самый популярный из которых — Ak Sai Travel.

В стоимость 1040$ с человека входит:

• трансфер Ош — базовый лагерь — Ош (и ланч по пути)
  • трансфер базовый лагерь — Луковая поляна и обратно
  • проживание в комфортных палатках в лагерях BC и C1
  • трехразовое питание
  • электричество в лагере
  • горячий душ в лагере BC
  • рация и регистрация у спасателей
  • пермит на пребывание в пограничной зоне

Дополнительные траты (при желании):

• заброска рюкзаков на лошадях из лагеря BC в лагерь C1 — 3$/кг;
  • заброска рюкзаков портерами из C1 в C2 — 8$/кг;
  • Wi Fi 1 час в лагере C1 — 5$;
  • аренда снаряжения (цены разные).

Отчет о восхождении на пик Раздельная (6148 м)

Первый день. Заезд в базовый лагерь Аксай

Грузовичок бодро урчал у входа в офис «Aksai Travel», готовый сорваться в путь. Пока собиралась группа, Паша налегал на арбузы, а я заправлялась конфетами и чаем. Я так боялась проголодаться в горах, что в итоге ела за двоих, и вернулась с пика Ленина жирным колобком, а не исхудавшим покорителем вершин.

Дорога предстояла долгая. В полдень мы остановились на обед в крошечной юрте. Десять незнакомых друг с другом людей уселись плечо к плечу за общим столом, обложившись подушками, так как холодный ветер задувал в щели. Мы все ехали с одной целью — добраться до заветной вершины, но далеко не всем это в итоге удастся. Нам выдали по тарелке плова с крошечным кусочком мяса, а семье вегетарианцев выдали целую курицу. Птица для кыргызов — не мясо.

К вечеру мы добрались до базового лагеря.

Желтые палатки выстроились ровными шеренгами перед колоссальным горным массивом, склон которого был испещрен глубокими морщинами трещин. Один взгляд на него приводил меня в трепет. Неужели я это делаю? Неужели это я, прямо сейчас, стою перед легендарным пиком Ленина?

Нам выдали палатку класса «люкс» с матрасом, розетками и даже настольной лампой. На территории лагеря были все условия для комфортной жизни: туалеты, горячий душ, мобильная связь и огромная кухня со шведским столом.

Кухня была центром жизни базового лагеря. Кто-то отмечал успешное восхождение, другие обсуждали план акклиматизации. Паша сразу устремился к фруктовой секции, и захватил в плен оставшиеся арбузы. Я продолжила добрую традицию турецких all inclusive, и собрала в тарелке всего по чуть-чуть.

Спала я нервно. Кружилась голова, и я боялась, что меня накроет горняшкой еще до восхождения.

Второй день. Перевал Путешественников (4150 м)

После плотного завтрака мы поехали на грузовичке на Луковую поляну, где в советское время находился базовый лагерь. Теперь поляну объявили памятником природы, и лагеря были вынуждены переехать на пару километров вниз. На поляне действительно растет много дикого лука, есть источник с питьевой водой, а поодаль журчит водопад. Это удивительно красивое место, где в июле царит настоящее лето — даже не верится, что скоро мы окажемся в ледяном царстве.

Мы неторопливо побрели в сторону перевала. Остальные группы тут же перегнали нас, но Паша настоял на медленном темпе. Одновременно он учил меня особому шагу, когда в гору поднимаешься за счет толчка не передней ноги, а задней. При этом должна была ровно дышать и синхронно двигаться… Пока происходила перепрошивка мозга, мы незаметно добрались до перевала. Несмотря на высоту выше четырех тысяч метров, я не чувствовала ни усталости, ни одышки. От дыхательных упражнений по телу растеклось приятное умиротворение — состояние, в котором городской человек пребывает не часто.

Наверху мы встретили украинца. Он угостил нас салом, а мы его — шоколадом. Мы провели около часа на гребне перевала для лучшей акклиматизации, и вернулись в лагерь.

По пути нам повстречалось стадо яков — игривых коров, похожих на косматых Йети, которые задорно носились на перегонки друг с другом. Некоторые пробегали на расстоянии вытянутой руки, совершенно не смущаясь нашим присутствием.

Третий день. Переход в базовый лагерь ABC

Чтобы сэкономить немного сил, я отправила рюкзак в следующий лагерь на лошади. Портеров можно нанять на каждый день восхождения, но цена их услуг за килограмм веса увеличивается пропорционально набору высоты.

Водитель грузовичка снова отвез нас на Луковую поляну, и на прощание сказал, что у меня все получится. На душе стало радостно.

Переход из первого базового лагеря во второй невероятно красив. Даже если вы не собираетесь подниматься на пик Ленина, стоит хотя бы прогуляться по этому маршруту. Он не не требует особого снаряжения или помощи гида.

После прохождения перевала Путешественников, тропа плавно спускается в базовый лагерь.

Условия в базовом лагере ABC были попроще, но все равно роскошные по сравнению с обычным кемпингом.

Палатка была теплая, просторная, с матрасами на деревянном поддоне. Мы поселились на «первой линии» с видом на пик Ленина. Каждый раз, когда я выползала из моего маленького убежища, у меня замирало сердце от красоты. Глаза резало от белизны снега. Находиться снаружи можно было только в солнцезащитных очках. Паша отговорил меня взять обычные черные очки, поэтому по лагерю я ходила, как дура, в сноубордических.

Кухня располагалась в отдельной палатке. Там всегда стоял термос с горячей водой, чай, кофе, печенье и сахар. Кормили нас три раза в день на убой: суп, мясо с гарниром, овощи и фрукты. К сожалению, на высоте у меня всегда болит живот, и я теряют аппетит. Паша ел за двоих, не пропуская свежие нарезки дынь и арбузов.

На территории лагеря было несколько туалетов, раковины для умывания. Душ вроде был, но платный. Впрочем, в такой холод он был не нужен. Розетки находились на кухне, и работали только по вечерам, поэтому нужно было занимать место заранее. За 5$ можно было купить часовой талончик на WiFi.

В этом базовом лагере мы провели больше всего времени, и я до сих пор вспоминаю его с большим теплом. Там собрались интересные люди, со многими из которых я общаюсь до сих пор. В основном на такие серьезные восхождения приезжают люди успешные, реализовавшие себя и знающие, чего они хотят от жизни. В горах не встретишь тусклых, невнятных людей с размытыми мечтами. Это трезво мыслящие мечтатели, а не печальные романтики.

Четвертый день. Восхождение на пик Юхина (5100 м)

На следующее утро я чувствовала себя прекрасно, поэтому мы решили сходить на акклиматизационную вершину — пик Юхина. Обычно альпинисты проводят на вершине ночь, но Паша не мог прожить целый день без арбузов, поэтому мы сходили на гору за один день.

Высота пика Юхина — 5100 метров. Это чуть выше, чем вершина Казбек на границе России и Грузии. Поднялась я на нее легко. Мы провели целый час наверху для акклиматизации, укутавшись в облака. Там можно было поймать интернет. Не то, чтобы он был нужен, но кто откажется отправить родным фотографию с вершины?

Читай также: Восхождение на Казбек (5033 м) со стороны Грузии

Вернувшись в лагерь, я обнаружила сюрприз в виде Пола и Мартина, которые забежали на гору за один день с бутылкой коньяка. Пол на утро свалился с горняшкой, а Мартин как ни в чем ни бывало зашел на пик Ленина через пару дней.

Пятый день. Запланированный отдых

Утром Пол отправился домой, а я бродила по лагерю как неприкаянная. Боевой настрой пропал. Мне остро захотелось домой, где меня любят, где тепло и комфортно. Но впереди оставались десять самых сложных дней восхождения.

То ли от стресса, то ли от переживаний у меня разболелся живот. Поэтому воспоминания о том дне у меня вот такие.

Шестой день. Ожидание погоды

В час ночи рядом с палатками началась возня. Десятки ног хрустели по свежевыпавшему снегу, тихо матерясь. Купол палатки просел так, что мы оказались зажаты в уютной и теплой пещере.

Будильник зазвенел где-то в недрах спального мешка. В памяти всплывают воспоминания о предыдущих ночных восхождениях, с их нестерпимым холодом и моральным состоянием «на грани». Как солдатик, вылезаю из теплого спальника и слой за слоем натягиваю теплые вещи. Сейчас главное — перестать думать о вершине, и сосредоточиться только на проживаемом моменте. Иначе станет страшно, нахлынут сомнения.

За ночь выпало около метра снега. Кухонная палатка порвалась в двух местах, а дорогу к туалету перекрыли гигантские сугробы. Три группы собрались в пережившей метель палатке. Пар от горячего чая затуманил налобный фонарик. Я вцепилась в кружку, борясь с нахлынувшим страхом, а коленки под столом отбивали ритмичную дробь. Кто-то постоянно выходил наружу, и прислушивался к горам.

Опасно. Лавины идут одна за другой.

«Отбой. Пошли спать» — сухо прокомментировал Паша. Остальные группы тоже нехотя разбрелись по палаткам. Вместо облегчения я почувствовала разочарование.

Седьмой день. Переход во второй базовый лагерь через Сковородку (5300 м)

Порою человеческие испытания выглядят со стороны драматичнее, чем воспринимает их сам испытуемый. Сейчас, наверное, тот случай – у меня нет ощущения, что я на грани человеческих сил. Правда, кажется: еще немного, и подойду к ней вплотную. Проходит «немного» и еще «немного», но грань то ли отодвигается, то ли я просто не знал, насколько она далека.

«Категория трудности» Владимир Шатаев.

Это был самый сложный день моего пребывания на горе. И я хочу запомнить его именно таким, каким он был — без геройствования на бумаге.

В три часа ночи мы снова собрались на кухне. Я светила фонарем в кружку с остывающим чаем, и ждала решения Паши как приговора.

Выходим!

Резкий всполох страха в груди. Ватные ноги в громоздких неудобных ботинках отказываются идти. Паша берет в руки палки, и начинает равномерно хрустеть снегом впереди меня. Я спотыкаюсь в темноте о веревки чужих палаток. Фонарик светит совсем слабо — почему я никогда не проверяю заряд батарейки? Пытаюсь догнать Пашу, сбиваю дыхание, но не выпускаю его из виду.

Вдруг он ныряет по пояс в сугроб, но вытягивает себя ледорубом. Мое сердце в тот момент проваливается в пятки. Ведь у меня нет ледоруба.

Паша огрызается на меня за непроизвольный вскрик.

Все остальные идут спокойно. Наверное, внешне я тоже была спокойной, но внутри бушевал шторм. Как можно добровольно идти на неотвратимую пытку? Альпинисты — страшные в своей невозмутимости люди.

Мы остановились перед ледником, чтобы связаться и отряхнуть кошки от налипшего снега. Закоченевшие руки отказывались шевелиться, а снег, как назло, намертво прилип к подошве огромным комом. Я без энтузиазма долбила ледяной шар палкой, с каждой секундой теряя тепло.

«Лен, вот нахрена тебе это надо?» — смотрит на меня Илья, закутанный в огромный пуховик. Я неуклюже повернулась и поймала его взгляд. Он понимающе кивнул.

Мы оба знаем, зачем.

Начинается второе испытание — холод. Этот леденящий холод, проникающий прямо в душу. Мысли и движения замедляются, зубы выбивают барабанную дробь. Прощаюсь с носом, мизинцами, пальцами ног. Кажется, пытка никогда не закончится. В самый тяжелый момент я просто начинаю считать шаги. Солнце всегда выходит из-за горизонта. Скоро станет легче, надо просто выжить.

Поднимаемся выше. Пытаюсь догнать Пашу и остальные группы, и все больше сбиваю дыхание. Все дельные советы о технике шагов остались внизу. Паша ругается за мою медлительность.

Вдруг горизонт окаймляет красноватое кольцо. Началось.

Ожерелье из маленьких человеческих фигурок растянулось по склону горы. Небо полыхает всеми оттенками красного, но Луна и звезды все еще видны. Свет проливается на невероятной красоты горный пейзаж, ледник, желтые точечки базового лагеря где-то внизу.

Ради таких моментов стоит жить. На глаза наворачиваются слезы и тут же замерзают. Мы здороваемся друг с другом, и таинственно улыбаемся.

С рассветом идти стало легче. Мы подошли к участку ледника, испещренному трещинами. Через одни можно было перешагнуть, через другие приходилось прыгать. Над третьими были проложены металлические лестницы, по которым надо пройти, не зацепившись кошкой и не пошатнувшись под весом рюкзака.

Снежные мосты держатся на святом духе. Помолился — и пошел.

Тем временем солнце набирало силу. Лучи отражались от бескрайнего ледника, создавая вокруг ультрафиолетовый ад. Я забыла нанести крем на кисти рук и я видела, как они покрывались загаром на глазах. Радиация проникала сквозь одежду, она гудела в черепной коробке, вытягивала из организма остатки влаги.

Слой за слоем я снимала одежду. Рюкзак заметно потяжелел.

Я до смерти хотела пить. Не одну чашку чая, а пить взахлеб, до насыщения… Дорога казалась бесконечной. Я попробовала есть снег, но он лишь растворился на языке, не принеся никакого удовлетворения. Наверное, я немного помутилась рассудком, раз мне пришло в голову закинуть снега еще и за шею — я тут же получила неприятный ожог.

Мне очень хотелось сдаться. Упасть в сугроб, и заколотить по нему кулачками. Главные препятствия в горах, увы, не лавины и трещины, а слабая сила воли.

В этот момент нас догнал Рамиль — азербайджанский велосипедист, который планировал затащить на пик Ленина свой велосипед и скатиться на нем вниз. Над ним потешались всем лагерем, но мне Рамиль очень нравился. Он всегда находил слова поддержки для меня, а теплые слова в горах согревают душу. Желание бороться вновь вернулось ко мне.

К счастью, в этот момент набежали облака, и радиоактивная пытка прекратилась. Мы сделали было привал, но проходящие мимо альпинисты показали нам на нависшую прямо над нами лавину… Отдыхать сразу расхотелось.

Лагерь C2 на пике Ленина стоит на высоте 5300 метров, между огромных трещин, окруженный со сторон горной стеной. А сколько таких трещин скрывается под слоем свежевыпавшего снега? Подходя к нему, остро осознаешь свою незначительность. Маленькие разноцветные палатки прижимаются друг другу на краю бездны. Ветер треплет их, так и норовя выдернуть из ненадежных укреплений. Крошечные человечки, до ушей закутанные в пуховики, переминаются с ноги на ногу.

Вдруг моя треккинговая палка резко провалилась в снег. Я заглянула в образовавшееся отверстие — дна не было видно. И это всего в полушаге от натоптанной тропы!

Горы учат смирению. Если позволить страху взять верх — ты обречен. Поэтому я просто выдернула палку из снега, и неспеша пошла по направлению к палаткам, стараясь не думать о бесконечной бездне, в лицо которой я только что заглянула.

Ноги отказывались двигаться, кислорода не хватало, а чертовы палатки так и не приближались. Перспектива в горах обманчива, и ближайшие объекты могут оказаться в паре часов ходьбы. В лагерь мы пришли предпоследними. Паша помог установить палатку, а я тем временем сходила за водой к источнику, каким-то чудом пробившимся из гор на высоте выше пяти тысяч метров. Это ли не настоящий подарок истощенным жарой альпинистам?

Жизнь в базовом лагере С2 похожа на фильм в замедленной съемке. В основном народ прячется в палатках, общается у родника, или медленно куда-то бредет. Здесь уже нет трехразового питания в буфете. Нашим обедом, ужином и завтраком были сублиматы, но на высоте и не хочется есть. Тело требует только соленой воды и шоколада. Тут же, у всех на виду, приходится справлять нужду. По леднику ходить опасно, поэтому стеснение приходится отбросить в сторону, и делать это буквально в двух шагах от лагеря.

Восьмой день. Переход в третий базовый лагерь (5800 м)

Ночь была теплой. Я отлично выспалась и набралась сил для перехода в третий базовый лагерь.

В этот день мы прошли небольшое расстояние, да и перепад высот тоже показался незначительным. В душе я ликовала и предвкушала отличную акклиматизацию. Однако при подходе к Раздельной, где мы собирались встать на ночевку, погода резко испортилась. Утоптанную предыдущими альпинистами тропу за мгновение занесло, и Паше пришлось тропить по свежему снегу. Мы не связались, и я старалась бодрее шевелить ногами, чтобы не потерять товарища из вида.

Мы поставили лагерь в сугробе, и быстренько заползли внутрь — подниматься на Раздельную в такую погоду было немыслимо. Я неуклюже завалилась в палатку, и нечаянно проткнула кошками надувной матрас.

Воды у подножия горы Раздельной уже не было. Паша заварил пару растворимых борщей на топленом снегу, но растопить побольше воды отказался под предлогом, что в снегу не содержится минералов и такая вода мне будет лишь во вред. Я ужасно хотела пить, но сил спорить не осталось.

Ночь прошла беспокойно. Голова кружилась от высоты, отрывочные бредовые сны выныривали из недр сознания, и тут же ускользали. Мне снилась свежая, вкусная вода. Из-за холода я закуталась в два спальных мешка, в которых было невозможно повернуться, поэтому я то и дело просыпалась из-за затекших рук и ног. Ветер задул сугроб снега сквозь закрытую палатку, и он растаял внутри, образовав большую лужу. Мешки промокли, но сохранили тепло. В принципе, было довольно тепло и даже уютно.

Девятый день. Восхождение на вершину Раздельная

Утро выдалось солнечное, погода хорошая, но снега намело по пояс. Идти на такой высоте и так тяжело, а тут еще делаешь шаг — и проваливаешься на два вниз. Я медленно поползла наверх, даже не пытаясь догнать полного сил товарища. Голова казалась легкой и пустой, ноги ватными, а воздух абсолютно бесполезным — казалось, будто меня выбросили в открытый космос. По склону расползлась болезненно-громкая тишина, гудящая, как электрическая будка. Куда ни глянь — искрящийся белый снег, от взгляда на который голова трещит по швам. Безжизненный и негостеприимный пейзаж, в котором ощущаешь себя таким беспомощно живым.

До вершины горы Раздельная оставалось совсем немного, но меня начало эмоционально штормить на все сто баллов по десятибалльной шкале. День восхождения пришелся на один из тех женских дней, когда даже ангелы превращаются в ведьм. Я ужасно хотела пить, но Паша отказался топить утром снег. Мне очень хотелось закопать его в сугроб, но тогда мне бы пришлось остаться наедине с собой — а себя в такие дня даже я боюсь.

Восхождения на вершины только в книгах выглядят героически. Там смелые, опытные альпинисты берут в кулак силу воли и гордо идут вперед. Я же ползла на гору, пиная от злости снег. Мне тоже хотелось быть сильной и выносливой, но передо мной была я: слабая, уязвимая, сомневающаяся, готовая сдаться. Мне было противно в собственной шкуре. Я донесла себя до вершины, и уже в тот момент знала, что до пика Ленина в этом году я не дойду.

В горах видишь человека насквозь. На фоне ослепительной белизны снега контрастируют самые потаенные пороки. Ни один психотерапевт не расскажет вам о вас самих лучше, чем горы. Они беспристрастны, безразличны к вашим оправданиям, и взыскательны к слабым духом.

Я отказалась от дальнейшего восхождения не из страха или минутной слабости. Я не захотела идти на гору… с самой собой. Вершина Раздельная высотой 6100 метров стала моим первым успешным шеститысячником, а это тоже победа!

Мы спустились во второй базовый лагерь, где я упала на колени перед источником и остевенело набросилась на холодную воду, в которой плавали кусочки льда. Кто-то оттянул меня от родника за капюшон, и протянул горячий чай и сникерс.

Переведя дух, мы выдвинулись в сторону первого базового лагеря. Паша взял большую часть вещей из моего рюкзака. Я плелась за ним, как побитая собака, безразлично разглядывая бездонные дыры вдоль тропы. Стоял теплый день, снег подтаял и то и дело проваливался под ботинками.

Как и Уайна Потоси в Боливии, пик Ленина учил меня принимать поражения.

Мы быстро прошли трещины. Выйдя на плоскую часть ледника, превратившуюся в мокрую кашу, я в последний раз ощутила на себе силу высоких гор. Многокилометровый ледник резко ухнул, ощутимо просев под ногами. Я стояла посреди этого чуда природы, маленькая и ничтожная, и вслушивалась в отразившееся от склонов эхо.

В базовом лагере нас окружили альпинисты. Среди них была Алина, которая вдохновила меня подняться на пик Ленина пару месяцев назад. Нас спрашивали про акклиматизацию, трещины, и еще какие-то типичные вопросы. Вся боль восхождения забылась, и я на мгновение поверила, что отдохну в лагере и вернусь на гору.

Десятый день. Возвращение домой

Рано утром Паша снова ушел на гору с финном Рику — легендарным парнем, о котором ходили самые невероятные слухи в лагере. Он замахнулся на Снежного Барса за один сезон в одиночку, но из-за болезни смог подняться только на одну вершину — пик Ленина. Через год он вернулся за Хан Тенгри. С ним мы тоже общаемся до сих пор.

Я осталась одна. Алина пыталась уговорить меня не сдаваться, и даже предложила присоединиться к ней. Но я отказалась, так как чувствовала, что буду обузой их слаженной сильной группе. Паша перестал в меня верить, и я тут же начала сомневаться в себе.

Я собрала рюкзак, и вернулась в нижний лагерь. Было здорово оказаться одной в горах, и погрузиться в свои мысли. Навстречу шли альпинисты, которым только предстояло восхождение. Их глаза светились, когда они поздравляли меня с Раздельной. И я наконец ощутила себя победителем, а не сдавшимся неудачником.

Обновления рассылки

Введите свой Email ниже и подпишитесь на рассылку новостей

комментариев 6

1. Отличное статья! Читал с одним дыханием! Будто это отрывок большого литературного романа!

2. Спасибо Вам за столь интересную статью, я восхищен Вами, вы очень сильный человек! У Вас очень интересная и полная жизнь, желаю Вам счастья!

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!