Автостоп в Парагвае — два туриста в кузове автомобиля

Путешествие в Парагвай: от Филадельфии до Асунсьона

Парагвай был для меня самой загадочной латиноамериканской страной. Про него никто не говорил и не писал в блогах, все знакомые путешественники проезжали его мимо, да и самих парагвайцев я ни разу в жизни не встречала.

Республика Парагвай находится в самом сердце южноамериканского континента. Она зажата между Аргентиной, Боливией и Бразилией. Во всей стране проживает всего 7 миллионов человек.

История Парагвая

Испанцы впервые ступили на земли Парагвая в 1525 году. Первым они основали город Асунсьон. А потом случилось любопытное.

В 1608 году приехали иезуиты, и основали первые поселения-редукции. Из обычных миссионерских поселений они быстро переросли в успешно функционирующее теократически-патриархальное царство — единственное в мировой истории. Иезуиты создали независимое государство, где не было частной собственности и денег. Жители работали на благо общества и были обеспечены всем необходимым, которое сами и производили.

Первой стала миссия Сан Игнасио Гуасу, позже возникла редукция Тринидад. Их руины мы посетили по пути к водопадам Игуасу.

Читай также: Иезуитские миссии в Парагвае

Иезуиты добились большой независимости от испанской метрополии. Они не хотели подчиняться местным властям, за что и поплатились — иезуитов изгнали с континента в 1768 году.

Парагвай не так давно был одной из самых развитых и преуспевающих стран Южной Америки. После получения независимости два президента-диктатора, Родригес Франсия и Солано Лопез, продолжили идеи иезуитов и создали закрытое государство. Иностранцы и иностранные товары практически не допускались в страну. У Парагвая не было долгов перед другими странами, частная собственность практически не существовала. Иностранные специалисты приглашались в страну для ее развития, всем прочим въезд и особенно выезд были запрещены.

Война Тройственного союза

Парагвай шел своим путем, практически не взаимодействуя с соседствующими странами. И последним это очень не нравилось.

В 1864 году началась война Тройственного союза, в который вошли все соседи Парагвая: Аргентина, Бразилия и Уругвай. Война длилась пять лет. Несмотря на то, что Парагвай имел сильнейшую среди всех армию и огромный бюджет, он не смог противостоять сразу трем атакующим его странам. Он держался долго. Например, сильнейшая крепость на берегах реки Парана, Умаита, задержала ход военных действий на два года.

Поводом к ней стало объявление войны Бразилией Уругваю. Последний попросил Парагвай о помощи. Но Парагвай сам претендовал на выход к морю и планировал захват части территории Бразилии. Дальше все пошло кувырком, и в итоге все три страны объединились против нелюбимого и сильного соперника — Парагвая. Когда армия была разгромлена, парагвайцы перешли к партизанским действиям, в последние годы за страну сражались даже дети — в Парагвае в их честь празднуют День Ребенка. Страна потеряла 90% мужского населения, 70% земель, ее промышленность была полностью уничтожена. А потом парагвайцы закончились — но не сдались. Президент Солано Лопез умер со словами «Я погибаю за родину».

Возрождение страны

Так как своего населения в стране практически не осталось, Парагвай встретил всех желающих переехать с распростертыми объятиями. Религиозные общины меноннитов из России и Германии основали Филадельфию, множество иностранцев купили земли в Парагвае. Получить гражданство и вид на жительство в Парагвае было очень просто — достаточно просто купить там недвижимость.

Читай также: Меноннитские колонии в Филадельфии

По причине потери практически всего мужского населения правительство было вынуждено временно легализовать многоженство — удивительно, учитывая что католицизм здесь очень силен.

Автостоп в Парагвае

Попасть из Боливии в Парагвай не так просто. Единственный автобус из Санта Круса стоит 70 баксов и тащится больше суток по разбитым дорогам.

Так я впервые попробовала автостоп. Мне и моему попутчику Павлу пришлось пробираться через безлюдные земли Чако.

Из Боливии в Парагвай

Мы доехали на дешевом автобусе до поселка Villamontes в Боливии — последнего населенного пункта перед границей. Водитель высадил нас ночью на пустыре. Идти было некуда и я села у стены возле трассы, даже сумев вздремнуть. Павел стоял на страже, сочно похрапывая. С рассветом мы нашли вокзал, и автобус в Парагвай стоил те же 70 $, независимо от того, что мы проделали почти треть пути.

Мы закупили на рынке продуктов, сдули пыль с палатки и приготовились к приключениям. Первый час мы бодро размахивали листочком с названием заветной цели. К нам подошли двое темнокожих парней. Они также пытались автостопом перебраться в Парагвай, и ждали транспорт три дня вблизи границы. У них закончилась еда и пришлось вернуться. Обнадеживающее начало…

Все же к вечеру нас подвезли до границы. Пограничников полчаса не было на месте — можно было спокойно уйти в Парагвай без штампов.

Ни одна из фур не остановилась для нас. Пришлось идти пешком На карте в семи километрах от границы был нарисован какой-то домик. Мы побрели туда под испепеляющим солнцем в надежде найти местный транспорт. Из домика вышел полицейский и предложил выпить с ним терере — парагвайский холодный чай.

-Сколько осталось до ближайшего поселка?

— 120 км.

— А до ближайшего автобуса или банкомата?

— 240 км.

— А какой-нибудь транспорт отсюда можно найти?

— Врядли… Тут никто не ездит, кроме фур, а им запрещено возить пассажиров.

Полицейский разрешил нам поставить палатку, поделился чаем, горячей водой для бич-пакетов и паролем на wifi. В безлюдной пустыне не было автобусов, но был быстрый интернет.

Пыльные дороги Чако

Около семи утра нас разбудили голоса. Проезжавшие мимо рабочие согласились подвезти нас до ближайшего населенного пункта, но по пути они должны были посетить пару антенн связи, обслуживанием которых они и занимались. По-испански они говорили с трудом.

В Парагвае говорят на двух языках: испанском и гуарани. Оба являются официальными государственными языками. Гуарани — это язык индейцев, населявших территорию Парагвая до испанской колонизации. Часто в разговоре два языка смешивают в непереводимую кашу “парагвайский испанский”.

Текст на языке гуарани

Мы погрузились в багажник и перед нами поплыли унылые пейзажи Чако. Этот регион зовут в народе Зеленым адом. Гран Чако — это огромная, незаселенная равнина с редкими колючими кустарниками и мировым запасом пыли.

В 1932 за Чако разгорелась жестокая война между Боливией и Парагваем, длившаяся три года. Прошел слух, что земли Чако богаты нефтью. На стороне Боливии выступила Standart Oil (США), за Парагвай — нидерландская Shell. В итоге был заключен мир и Парагваю отошли 3/4 равнины. А нефть нашли только в 2012 году.

Мы перебирались от антенны к антенне, задыхаясь в чакской пыли. В одном из поселений мы остановились и парни купили нам пару эмпанад и мясо с картошкой, угостили холодным мате, которое они называют терере. Ледяную воду для мате парагвайцы носят в гигантских 5-литровых термосах. В Аргентине, чилийской Патагонии и, изредка, в других странах Южной Америки, мате пьют только горячим. Жаркий климат Парагвая породил терере.

Над нами проносились шумные крупные попугаи невероятных расцветок, в кустах вздрагивали капибары. Мимо не проехало ни единого автомобиля или автобуса. Если бы не наши спасители, мы могли бы застрять на границе на недели. Парагвайцы ездят быстро, их не волнуют ни кочки, ни ямы на дороге — а их в Парагвае больше, чем российской глубинке. Мы крепко держали рюкзаки, и после каждой кочки старались приземлиться на что-то мягкое или хотя бы не вывалиться наружу.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - gopr2047-20200608.jpg

Ночь в палатке на заправке

Ночью мы остановились на перекрестке. Парни махнули рукой в сторону заправки, сказав, что Филадельфия в 12 км отсюда. Мы побрели на мерцающий вдалеке огонек заправки. Как назло, съеденные днем пирожки оказались с сюрпризом. Пока Павел ставил палатку позади заправки, парагвайские тетеньки отпаивали меня магическим травяным чаем.

Нам указали на один из покосившихся домов рядом с заправкой, сказав, что там находится гостиница «hospedaje». Мы постучали. Толстый мужик в трусах открыл дверь. Он медленно, с толком пережевывал черный пластиковый пакет. Мы спросили, есть ли у него свободная комната. Мужик продолжил жевать пакет и пялиться на нас. Подошел молодой парень, и, положив голову на плечо мужика, блаженно улыбнулся. «Нет комнат, occupado» — вдруг рявкнул мужик спустя пару минут, и, не прекращая жевать, закрыл дверь.

На следующее утро мы спросили дорогу на Филадельфию у работника заправки. Он вяло махнул рукой в непонятном направлении. Мы попытались расспросить его подробнее, но парень быстро устал от общения с нами и уставился в небо с мечтательным видом. Ни на один из вопросов он не ответил. Облака отражались в его задумчивых глазах. Мы сдались, поблагодарили за помощь и собрались идти. Парень проснулся, закивал головой, снова махнул рукой уже в другую сторону и так и остался стоять.

Каучсерфинг в Асунсьоне

Из Филадельфии мы отправились в Асунсьон — столицу Парагвая.

Город был основан 15 августа 1537 года конкистадором Хуаном де Салазаром. Так как город не впечатлял обилием достопримечательностей, мы решили познакомиться с его жителями — и вписались на пару ночей к девушке по каучсерфингу.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - asuncion-10.jpg

Диана встретила нас ночью на главной площади. Девушка свободно говорила по-английски и по-испански, чем очень нас обрадовала — наши познания в гуарани были весьма скромны. Диана сказала, что каучсерфинг в Парагвае не развит, так как люди боятся незнакомцев и не понимают, зачем приглашать их к себе домой. Она работает в отеле, часто общается с туристами, поэтому она больше открыта миру.

Поселились мы на самой окраине Асунсьона, куда автобусы ходят раз в день (а может и никогда). В тот же вечер мы поехали к друзьям Дианы на барбекю. Мы принесли пиво Кайзер. Эту марку мы подсмотрели на вокзале у одного приличного вида немца, который с большим наслаждением опустошил банок десять этого удивительного парагвайского напитка. Когда мы поставили пиво на стол, друг Дианы воскликнул: «Кто позволил им купить это дерьмо?». Кайзер быстро попал со стола, а ему на смену поставили ведерко вина со льдом.

Ребята без конца удивлялись нашему путешествию, не понимая, зачем вообще нужно уезжать из дома, удивлялись Диане, принимавшей у себя дома людей из разных стран. На вопрос, что есть красивого и интересного в их родной стране, мы получили ответ — ничего. “В Парагвае спокойно, ничего нет” — скучно процедил друг Дианы. Этот ответ мы получили ото всех встреченным нами парагвайцев.

Жители страны формируют наше мнение о ней. Парагвай так и остался для меня “страной, в которой ничего нет”.

Парагвай - улицы в Асунсьоне

Прогулка по Асуньсьону

А на следующий день все пошло по-парагвайски.

Ночь прошла весело. Ничто не предвещало кардинальных изменений в настроении Дианы. Вернувшись с работы на другой день, она спряталась в своей комнате, а через пару часов быстро сбежала и вернулась только под утро. Мы застряли в доме без ключей, еды и транспорта. Магазинов в округе не было. Поплутав по улицам, мы нашли бабушку, торгующую вчерашними сэндвичами. На следующее утро Диана снова повеселела, отвезла нас в центр, как ни в чем не бывало сказав «Приятно было познакомиться» и «Надеюсь, увидимся снова».

Мы переехали в хостел, чтобы немного погулять по центру. Он оказался довольно приятным, но очень маленьким и совершенно безлюдным.

Фрик из Энкарнасьона

Из Асунсьона мы отправились в Энкарнасьон, чтобы посмотреть несколько иезуитских редукций в окрестностях. Это очень дорогой город, по сравнению с Асунсьоном. Он известен карнавалом в феврале, который считается одним из лучших в Южной Америке.

В Энкарнасьон мы прибыли глубоким вечером. Места под палатку в городе не обнаружилось. Расспросы привели нас в общагу для местных рабочих, которой управляла древняя, как Речь Посполитая, полячка. Она сдала нам комнату с тараканами и окурками на полу за 6$. Пришлось поставить в комнате палатку — так гигиеничнее.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - dsc_1080-20200608.jpg

Пока Павел ходил за ужином, я имела неосторожность выйти во двор. Этого будто только и ждал сосед по комнате. Вначале он вел вполне обычную беседу, но вдруг с ним что-то произошло. Пристально глядя в глаза из темноты, то и дело хватая меня за плечо, он начал повторять что-то про «Мужчину, Женщину, Бога, Ребенка. Мужчина и Женщина, слава господи, любовь в сердце (указывает на сердце), из живота появляется ребенок (указывает на живот), любовь, Бог». И так по кругу, все быстрее и быстрее. На двадцатом круге мне стало не по себе, и я убежала в дом и зарылась с головой в спальник.

Сьюдад дель Эсте

Я написала второй запрос на каучсерфинге в Сьюдад дель Эсте, чтобы убедиться, что не все парагвайцы странные.

Сьюдад дель Эсте находится на границе с Бразилией и Аргентиной. Это второй по величине город Парагвая. Туда жители соседних стран ездят за покупками, так как в городе находится зона беспошлинной торговли. Городок уютный: большие парки, широкие проспекты, чисто вокруг.

Бабочка Парагвай

Хост по каучсерфингу встретил нас очень радостно, забрал на машине у места встречи, угостил дома чаем. На следующее утро ушел на работу, вернулся вечером и предложил выпить пива через часик … и ушел на всю ночь.

Чем мы так напугали парагвайцев?

На этот раз нам достались ключи от дома, и мы смогли погулять по окрестностям. В трех километрах от города находится 45-метровый водопад Сальтос-де-Мондай — маленькая прелюдия к гигантам Игуасу.

Радуга над водопадом
Водопады Парагвай

Обновления рассылки

Введите свой Email ниже и подпишитесь на рассылку новостей

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!