Национальные узоры Кыргызстана

Исторический музей в Оше | Краткая история Киргизии

Исторический музей в Оше рассказывает краткую историю всего Кыргызстана. Музей старенький, советских времен, с табличками на кыргызском и русском языках. Впрочем, там интересно. Тем более, что во всей стране музеи можно по пальцам пересчитать.

Информация для посетителей

Адрес: ул. Гапара Айтыева, 13 (на перекрестке с улицей Курманжан Датка)

Внимание! В августе 2023 музей закрылся на реконструкцию. Дата открытия не известна.

Чем интересен Исторический музей в Оше

  • Один из немногих информативных музеев Киргизии;
  • Лучший исторический музей в стране (до открытия музея в Бишкеке);
  • Стоит идти ради карт, наглядных схем, текстов. Артефактов там мало.

Исторический музей в Бишкеке был уже на протяжении пяти лет (в 2023 году он наконец открылся). Ошский музей посвящен в основном истории юга страны, но долгое время оставался самым интересным музеем в Кыргызстане.

Редких экспонатов в Ошском музее мало. Все ценные находки хранятся в крупных мировых музеях. Например, тюркские рунические камни из Таласа и статую лежащего Будды из Токмока можно увидеть в Эрмитаже. Кости древнего носорога и страуса из Нарына уехали в США.

Коллекция, состоящая в основном из карт, схем, обломков горшков и этнографического собрания, размещена в логической последовательности. Тексты информативные и интересные. Я провела там больше двух часов. 

Иностранцам в этом музее будет скучно, так как ни экскурсии, ни информационных стендов на английском там нет.

Самые известные исторические памятники Киргизии 

  • Петроглифы Саймалуу-Таш, 3-2 тысячелетие до н.э., Казарман;
  • Наскальные рисунки в Сурот-Таш, 1000 до н.э., Ошская область;
  • Кенкольские курганы кочевников, 2-3 век, Талас;
  • Петроглифы в Чолпон-ате, железный век, Южный берег Иссык-Куля;
  • Городище Шоробашат, 4-5 век, Джалал-Абад;
  • Руины города Навекат, 5-10 век, п. Красная Речка, 38 км от Бишкека;
  • Городище Суяб (Ак Бешим), 6-7 век, Токмок;
  • Крепость Кошой-Коргон, 8-10 век, Нарынская область, п. Ат-Баши;
  • Город Узген, 8-9 век, Ошская область;
  • Башня Бурана, 10-11 век, Токмок;
  • Мавзолей Шах-Фазиль, 11-12 век, Джалал-Абадская область;
  • Мавзолей Гумбез Манаса, 14 век, Талас;
  • Караван-сарай Таш Рабат, 15 век, 120 км от г. Нарын;
  • Курментинский пещерный комплекс, 13-15 век, Иссык-Куль.

Каменный и медный век на территории Кыргызстана

  • формирование социальной организации, религий, оседлых поселений
  • появление керамики, каменных орудий

Хронологически выделяют три эпохи каменного века: палеолит (2,5 млн лет до н.э — 10 тыс лет до н.э), мезолит (10 — 7 тыс лет до н.э) и неолит (7 — 5 тыс лет до н.э). Это самый продолжительный период развития человека. В это время формируются расы, речь, социальная организация, первые религиозные представления. Люди учатся использовать огонь и каменные орудия труда.

Одним из самых ранних памятников палеолита на территории Кыргызстана является пещера Сель Ункур в Баткенской области, где советские археологи в 80-х годах обнаружили останки Homo Erectus — человека прямоходящего. Он жил, предположительно, 126 тысяч лет назад. 

Кроме того, в пещере обнаружили кости пещерного медведя, шерстистого носорога, льва, леопарда, снежного барса, горного козла, бизона. Фауна Средней Азии в то время сильно отличалась от современной. 

В неолитический период зарождается скотоводство и земледелие. Люди научились делать разнообразные каменные орудия и глиняную посуду. К памятникам того времени относится поселение у подножия горы Сулайман-Тоо в Оше, стоянка в пещере Таш-Кумыр.

Период медного века длился в Киргизии недолго, и он малоизучен. С появлением металла начали развиваться обмен и земледелие, поселения стали более оседлыми. Самый известный памятник этого периода — петроглифы Саймалуу-Таш. 

Читай также: Петроглифы Саймалуу-Таш в Кыргызстане

Бронзовый век — андроновская и чустская культуры

  • развитие скотоводства

Период бронзы в Киргизии пришелся на 3-2 тысячелетие до н.э. Он связан с андроновской культурой, которая заселила всю степную территорию Евразии. Она постепенно продвигалась из Сибири и Урала на юг, в горные области Тянь-Шаня. 

Андроновцы были скотоводами, и вели кочевой образ жизни. Они разводили овец, яков, верблюдов и лошадей. Последних было две породы. Сильных и высоких коней запрягали в повозки, а низкорослые лошадки давали шерсть для арканов (веревок), молоко и мясо.

Этот народ жил в полуземлянках с плетеной крышей. Стены изнутри подпирали камнями. В углу находился очаг и кухня. Помимо пары домов, археологам мало что удалось раскопать. Культурный слой поселений этой культуры маленький, так как народ перемещался по долине вслед за сезонами года. 

На юге Кыргызстана обитала чустская культурная общность. Они занимали равнинные и предгорные зоны Ферганской долины. В окрестностях городов Ош, Узген, Ноокат в Кыргызстане и Дальверзин в Узбекистане известны более 50 поселений этой культуры. Они расположены преимущественно в долинах рек. 

Главным занятием чустов было земледелие. Они производили цветную керамику, строили дома из сырцового кирпича. В 12-8 веках до н.э. в чусткой культуре начало развиваться социальное неравенство, выделилась знать.

Великий Шелковый Путь

  • культурный обмен с Китаем и другими странами
  • проникновение в Среднюю Азию зарубежных товаров, новых религий
  • формирование оседлых поселений на пути торговых караванов

Торговый караванный путь из Китая в Средиземноморье был проложен во 2 веке до н.э. Он начинался в городе Сиань, и предназначался в первую очередь для экспорта китайского шелка.

Читай также: Сиань. Древняя столица Китая

Самая первая ветвь Великого Шелкового Пути проходила по территории Кыргызстана. Идея торговать шелком пришла в голову китайскому дипломату Чжан Цяню.

Путешествуя по Ферганской долине по приказу императора У-Ди, он обнаружил новую породу лошадей. То были статные, выносливые животные — гораздо лучше китайских низкорослых лошадей. Чжан Цянь предложил императору наладить торговые отношения с Средней Азией.

Так в 121 году до н.э. появилась старая Северная дорога. Она проходила через земли усуней, и затем уходила в другие среднеазиатские государства: Согдиану, Конгюй, Бактрию, Давань. Этот торговый путь просуществовал всего 150 лет. В 17 году н.э. в Китае вспыхнуло крестьянское восстание, и маршрут пришлось перестроить.

Великий Шелковый Путь в Кыргызстане проходил через города Ош, Узген, Суяб, Баласагын, мимо озера Иссык-куль. Другая ветвь шла через Таш Рабат, ещё одна — через Барскоон.

Торговый маршрут переживал периоды упадка из-за военных конфликтов и частых ограблений, возникали новые ветви. В 13 веке почти весь путь оказался во власти монголов, что способствовало его развитию. Монголы обеспечивали караванам безопасность вплоть до Восточного Туркестана.

Великий Шелковый Путь пришел в упадок в 15 веке. Стремительно развивалось мореплавание, которое привело к Великим географическим открытиям.

В это время по Средней Азии путешествовал знаменитый венецианский купец Марко Поло. Он продегустировал местный напиток кумыс из ферментированного кобыльего молока, и сравнил его с белым вином. Либо сомелье из Марко Поло вышел так себе, либо в Венеции в Средние века вино по вкусу напоминало тухлое молоко.

Читай также: Киргизская кухня. Что едят кочевники в Средней Азии

Скифы в Киргизии

В 1 тысячелетии до н.э. евразийские степи заселили скифы (саки). Их могильники находят в окрестностях водохранилища Токтогул и в Алайской долине. Среди обнаруженных артефактов привлекают внимание женские украшения и пластины из золота, которыми покрывали лицо умершего человека.

Усуни

  • кочевая культура скотоводов

Во 2 веке до н.э. на юге Кыргызстана сложился усуньский племенной союз. Это народ пришел из Китая, и распространился до Иссык-кульской котловины. Они создали крупное государство в Центральном Тянь-Шане. Столица Чигу располагалась на озере Иссык-куль. 

Некоторые скифские племена перешли под управление усуньского правителя, и вскоре смешались с новым племенем. Захоронения скифов и усуни очень похожи. 

Усуни вели полукочевой образ жизни. Часть населения проводила время на высокогорных пастбищах, другие осели в долинах и занимались земледелием. Расстояние между летними и зимними жилищами не превышало обычно 100 км. 

Китайская принцесса, которую в начале эры принудительно выдали замуж за усуньского царя, описывает его так: «Живёт в круглой хижине, обтянутой войлоками, мясом питается, пьёт молоко». Две тысячи лет спустя мало что изменилось.

О роли усуней в мировой истории известно мало, в основном из китайских письменных источников. Их правитель носил титул гуньмо. Усуни воевали с племенем хунну, затем вступили в союз с Китаем. Последнее упоминание государства относится к 430-м годам, а век спустя остатки усуньских племен вошли в состав Тюркского каганата.

Государство Давань

В 3 веке до н.э. в Ферганской долине возникает государство Давань. Столицей был город Эрши, руины которого находятся около города Мархарат в Узбекистане. 

Жители Давани не походили на другие народы, населявшие территорию Киргизии. Китайский путешественник Чжан Цянь описывает их как бородатых людей с впалыми глазами, искусных торговцев. Они жили в городах, выращивали рис и пшеницу. Женщин в Давани уважали. Мужчины подчинялись им, и «не смели перечить», сообщает Чжан Цянь.

Через Давань проходил Великий Шелковый путь. Из страны вывозили виноград, самоцветы, крепкую породу лошадей — так называемых «небесных коней из Давани» и траву мусу (люцерну) на корм скоту.

Небесные кони Ферганской долины

Небесные кони Ферганы, или аргамаки, стали стимулом для открытия Великого Шелкового Пути. Эта порода лошадей, по словам путешественника Чжан Цяня, «потела кровью». Для китайцев кровавый пот — это признак божественного происхождения. Они верили, что верхом на таких «небесных конях» можно добраться до Страны Бессмертия. 

На самом деле лошадей, скорее всего, поедали мошки и паразиты — отсюда и кровь на их боках. Как бы то ни было, кыргызские кони превосходили по силе своих китайских товарищей. Император Ву-Ди был одержим идеей заполучить лучших аргамаков в свою конницу. В 104 году он напал на Давань, и заставил их выплачивать ежегодно по триста лошадей в качестве дани.

Под властью тюрков

Тюркский Каганат

В VI веке территорию Кыргызстана заселили кочевые племена тюрков. В 551 году они образовали образовали огромную кочевую империю — Тюркский каганат. Территория государства простиралась от Хингана до Северного Кавказа, от верховьев Енисея до верховьев Аму-Дарьи. 

Урбанизация и развитие архитектуры на территории Киргизии шли очень медленно. Когда в других регионах Средней Азии уже существовали крупные города, в Киргизии только начали зарождаться оседлые поселения. На севере известно о существовании всего одного поселения Чигу — административного центра усуней, а на юге их было более десятка. 

Тюркский каганат просуществовал всего несколько десятилетий. В 581 году государство распалось на несколько независимых каганатов.

Западно-тюркский каганат

  • появление в Средней Азии первых кыргызов с Енисея

В 603 году выделились два сильных каганата: Западный и Восточный. Западный занимал территорию Восточного Туркестана до Северного Кавказа. Если посмотреть на современную карту, то в него входили земли Казахстана, Средней Азии, Северного Кавказа, Крыма, Урала и Поволжья.

С Западно-тюркским каганатом связана история государственности киргизов. Народ кыргыз проживал в то время в долине Енисея. Началось медленное расселение племен по территории каганата, в том числе в горных районах Тянь-Шаня и в Семиречье (земли вокруг озера Иссык-куль и Бишкека).

Так описывает кыргызов средневековый китайский историк: «Государь их называется Ажо. Меха собольи и рысьи составляют богатое одеяние. Ажо зимою носит соболью шапку, а летом шляпу с золотым ободочком, с коническим верхом и загнутым низом. Прочие носят белые валяные шляпы. Низшие одеваются в овчинные платья из шерстяных и шелковых тканей, которые они получают из Куча, Бешбалык и Ферганы. Питаются мясом и кобыльим молоком».

Столица располагалась в городе Суяб. Его руины находятся вблизи киргизского города Токмак.

На ярмарке в Суябе собирались торговцы из разных стран. Население города составляло 20 000 человек. Среди них было много иностранцев, о чем свидетельствуют разрушенные буддийские и христианские храмы. 

В 648 году государство было разгромлено войсками китайской династии Тан. Власть каганов стала фикцией. В 704 году последний западнотюркский каган погиб от меча Уч-Элига (Ушлика) из племени тюргеш.

Тюргешский каганат

  • проникновение в Среднюю Азию ислама и арабской культуры

Так возник Тюргешский каганат. В союзе с кыргызами и династией Тан из Китая они воевали против Восточно-тюркского каганата и арабов. Совместными усилиями арабскую экспансию удалось сдержать до середины 8 века. 

Арабы пробивались в Ферганскую долину с переменным успехом. В 711 и 738 году они взяли Самарканд, затем Ходжент и Фергану. Эти города находятся на территории современного Узбекистана. Однако завоевателям не удалось надолго закрепиться в регионе.

В это время в Среднюю Азию начал проникать ислам.

В середине 8 века Тюргешском каганате прошел ряд переворотов. Уже в 766 году власть в ослабленном государстве захватил карлукский племенной союз.

Карлукский каганат

  • выступили в Таласской битве на стороне арабов
  • формирование региона без Китая
  • началось распространение ислама

Карлуки — еще одно тюркоязычное племя, предки современных туркмен и узбеков. Они проживали на территории Тюркского каганата, а после его падения попали под влияние Китая. В союзе с енисейскими киргизами и тюргешами они воевали против Уйгурского каганата за наследие тюрков.

В 751 году на берегу реки Талас встретились полчища китайских и арабских воинов. Четыре дня два войска стояли у реки, в ожидании, когда одна из сторон нападет. В долине Таласа проживало племя карлуков, которое изначально было на стороне Китая. Однако они договорились с арабами, и напали на китайцев с фланга. Победа досталась арабам.

Кыргызский каганат

  • рождение киргизской государственности

Уйгурский каганат стал наследником Восточно-тюркского каганата. Это государство было главным противников кыргызов в 9 веке. 

В 840 году Кыргызский каганат одержал победу над уйгурами, но лишь малая часть киргизов осела на новых землях. Изменения климата и усыхание степи сделали когда-то плодородный регион безжизненной пустыней. Выжившим уйгурам пришлось переселиться в район Синцзяня, где они компактно проживают до сих пор. В 20 веке часть уйгуров переселилась в Киргизию, спасаясь от жесткой политики Китая в отношении мусульман.

Исламское государство Караханидов

  • доминирование ислама на всей территории государства
  • монументальная архитектура Узгена
  • труды ученых Махмуда Кашгари, Юсуфа Баласагунского

Караханидское государство — это государство в Средней Азии, доминирующей религией которого стал ислам. Его населяли карлуки, тюрки, кара-монголы и иранские народы.

Так как кыргызы не стали заселять земли Уйгурского каганата, а остались на Енисее, то на огромную территорию вскоре заявил свои права Бильге Кюль — выходец из знатного карлукского рода. От него начинает свою историю династия Караханидов.

Караханиды вели непрерывную войну с Саманидами — иранской правящей династией, чья власть распространялась на огромную территорию Ирана, Таджикистана, Афганистана, Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Пакистана. Они были благочестивыми мусульманами, и принудительно обращали население в ислам. 

В 940 году власть Караханидов окончательно установилась в регионе. В 999 году тюрки-караханиды взяли Бухару — столицу Саманидов, а в 1005 году они убили последнего саманидского правителя Исмаила ал-Мунтасира.

Тюрки-караханиды в 920 году приняли ислам, и уже в середине 10 века в каждом городе стояла мечеть. Прежняя религия тенгрианство практически не исповедовалась.

Город Узген — столица Караханидов

Столицей Караханидского каганата был Самарканд. В 1141 году, после распада государства на Западное и Восточное ханство, столицей последнего стал город Узген. Сейчас это маленький городок недалеко от Оша. Там сохранилась караханидская архитектура: величественные мавзолеи, минарет и школа-медресе.

В годы расцвета Узген состоял из оборонительной крепости, внутреннего города — шахристана, и торгово-ремесленного центра. Это был крупный торговый город, который чеканил собственные монеты. Там даже была канализация и водопровод.

Ученый Махмуд аль-Кашгари

« Я пядь за пядью исходил все или, селения, степи тюрок. Я полностью запечатлел в уме своем живую рифмованную речь тюрок, туркмен, огузов, чилей, ягма, киргизов. И вот эту книгу после столь долгого изучения и поисков.  написал самым изящным образом, самым ясным языком».

Махмуд аль-Кашгари

Известный тюркский ученый Махмуд Кашгари родился в 1029 году в городе Барскаун, на берегу Иссык-куля. Он вошел в историю как автор словаря тюркских языков «Диван лугат ат-тюрк». Туда также вошли лирические и обрядовые песни, предания и легенды, пословицы и поговорки.

Интересно, что слова в словаре организованы в соответствии с их рифмовкой — по окончанию слова. Это арабская традиция составления словарей, призванная облегчить труд поэтов. Нередко даже научные труды и переписка облекались в форму рифмованной прозы.

Махмуд аль-Кашгари также является создателем древнейшей карты мусульманского мира.

Каракитайское ханство

  • появление в Средней Азии буддизма

Вторжение каракитаев (или кара-кидани) на территорию Караханидского государства произошло в 1130-х годах. Это родственное монголам кочевое племя киданей, которое переместилось в Среднюю Азия после захвата китайского государства Ляо чжурчжэнями. 

Подданные Каракитайского ханства исповедовали буддизм, несторианство (ветвь христианства). Остатки буддийских и зороастрийских храмов, а также гигантская статуя Будды в позе лотоса обнаружены вблизи поселка Красная речка. Раньше этот город назывался Невакет. Руины датируются 10-12 веками. 

Невакет был крупным торговым городом на северной ветви Шелкового пути. Со второй половины 12 века город стал приходить в упадок. С приходом монголов он окончательно опустел.

Столицей Каракитайского государства стал все тот же город Баласагун, побывавший столицей не одного государства. Его предполагаемые руины находятся возле городища Суяб, возле современного города Токмок в Киргизии. Удивительно, что от такого влиятельного города осталась лишь одна башня Бурана.

Монгольское государство

  • сильное влияние кочевой культуры
  • массовое переселение кыргызов в современный Кыргызстан

В начале 13 века образовалось могущественное Монгольское государство со столицей в Каракоруме. Оно занимало территорию от Байкала и Енисея до пустыни Гоби. Это самая большая завоеванная территория в мировой истории. Монголы оказали огромное влияние на судьбу народов Азии и Европы.

Основателем государства стал легендарный Чингисхан. Его настоящее имя было Темучин.

Енисейские кыргызы несколько раз поднимали восстание против монголов. Все они были подавлены, а бунтующее население расселено в разные районы империи: в Монголию, Киргизию, Китай. Это переселение киргизов документально засвидетельствовано персидскими летописцами.

После его смерти в 1227 году новое государство было поделено между сыновьями Великого хана. Территория Киргизии вошла в состав улуса старшего сына Чагатая. 

Правнук Чингисхана Хайду в 1269 году начал править новым улусом. В это время большое число кыргызов переселяется на земли современного Кыргызстана. Они составляли основную военную силу Хайду-хана.

Марко Поло почему-то назвал государство Хайду-хана частью Великой Турции. Но после сравнения кумыса с вином от этого венецианского парня можно ожидать чего угодно.

Моголистан и Мавеннанахр

В 14 веке Хайду умер. Его государство распалось на Моголистан (Казахстан и северный Кыргызстан) и Мавераннахр (Фергана, Таджикистан и Узбекистан). Большая часть Кыргызстана вошла в состав Моголистана. Его население составляли тюрко-монголы. Там сохранился кочевой быт, поэтому в эти земли активно мигрировали кочевники из тюркских и монгольских племен. Они сильно повлияли на культуру друг друга.

Итак, современные кыргызы сложились в результате смешения нескольких народов: древних кыргызов Енисея, тюркских племен, карлуков-мусульман и монголов. Кстати, енисейские киргизы были голубоглазыми и рыжими. И хотя в современном облике киргизов преобладают монгольские черты, иногда встречаются и светловолосые люди.

Нашествие Тамерлана

В 1370—1380-е годы Тамерлан совершил около десятка грабительских набегов на Моголистан. Его войска несколько раз дошли до озера Иссык-куль, но закрепить свою власть надолго он там не смог. В летописях того времени киргизов называют «лесными львами Моголистана» за их бесстрашие и непокорность.

Объединение кыргызов

  • первое объединение кыргызов в Центральной Азии

В середине 15 века в Средней Азии больше не стало сильного государства. У кыргызов появилась возможность наконец-то объединится. Предводителем киргизов стал Тагай Бий. Он родился в Алайской долине, но распространил свой авторитет вплоть до севера Кыргызстана. Его брат Адигине был бием — тюркский титул вождя, занимающего второе место по иерархии после хана. После его смерти кыргызы единодушно выбрали бием Тагая. Адигине похоронили в Арсланбобе.

Тагай Бия стали именовать Мухаммед Кыргыз. Его ставка находилась в Барскооне. Один из водопадов в ущелье до сих пор носит его имя. 

Читай также: Водопад Барскоон в Киргизии

Прежде чем начать завоевания новых земель, он поступил мудро: вступил в союз со своими врагами и даже заручился поддержкой Бабура — основателя династии Великих Моголов. Это его имя носит мечеть на горе Сулайман-Тоо в Оше. 

Читай также: Ош — город на Великом Шелковом пути

Набравшись сил и собрав большое войско, Тагай Бий начал череду завоеваний. Он мечтал объединить всех кыргызов Средней Азии. Однако узбеки, казахи и моголы выступили против внезапно появившегося соперника. Он попал в могольский плен в Кашгаре, но спустя пять лет был помилован. А потом в 1526 году опять туда угодил — уже с концами.

Следующее независимое объединение киргизов произошло лишь… в 1991 году.

Война с джунгарами

Центральная Азия в 17 веке сталкивается с джунгарами. Это последняя кочевая империя, состоявшая из монголоязычных ойротов. Тюркоязычные народы называли их калмыками. Джунгарское ханство было основано в 1635 году. Ойроты составляли левое крыло армии Чингисхана. После падения Моголистана и других монгольских государств в кочевом мире образовался ваккум. Его заполнили джунгары.

Война кыргызов и казахов с джунгарами шла до середины 18 века. У последних были пушки и ружья, тогда как кыргызы до сих пор сражались с луками и копьями.

В 1758 году Циньско-манчжурское войско разгромило джунгар. Выжившие бежали на Иссык-куль, и осели в окрестностях Каракола. Они основали калмыкскую диаспору, которая живет там по сей день.

Так пришел конец последней кочевой империи.

Кокандское ханство

Тысячу лет китайцев сдерживали гунны, тюрки и уйгуры, а Чингисхан и вовсе захватил Китай. Теперь Китай смог продвинуться на север, поэтому киргизы попросили помощи у Российской империи.

Против экспансии Китая и России выступил независимый город Коканд. Вскоре он разросся в Кокандское ханство, которое успешно захватило всю территорию современной Киргизии. В этом время были основаны крепости Пишпек, Куртка, Токмок, Каракол.

Отношения России и кыргызов

Кыргызов обложили высокими налогами, поэтому в 19 веке произошло несколько восстаний. Кроме того, кыргызские племена начали воевать то между собой, то с казахами. Было отправлено еще несколько посольств в Петербург с просьбой о поддержке. Некоторые северные племена стали добровольно принимать подданство России, и помогать в разрушении кокандских крепостей.

С 1855 года Россия начала проникать на киргизские земли. Южные киргизы, поддерживавшие Коканд, оказали России сопротивление — но безуспешно. Кокандское ханство было сломлено. Предводителем алайских кыргызов стала жена Алымбека Датки — Курманжан Датка. Она провела мирные переговоры с русскими, и спасла свой народ от смерти.

Так начинается русская история Кыргызстана. Против царя вспыхнуло восстание в Андижане в 1898 году. Затем прошли протесты против призыва в армию в Первую мировую войну. Все они были жестоко подавлены.

А с 1946 года Киргизия вошла в состав СССР.

Этнографическая коллекция в Ошском музее

Экскурсии в городе Ош

Обновления рассылки

Введите свой Email ниже и подпишитесь на рассылку новостей

комментария 3

  1. Здравствуйте, мой дед жил в Токмаке, был мельником, Жбанов Дмитрий, я Наталья, его внучка. В июле хотела приехать и посетить ваш музей. Могу как-то с вами связаться? у меня ватсап +7701-716-8366

  2. Очень хотим посетить этот музей . Можна точный адресс пожалуйста напишите если это можно

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!