Winslow Homer, American, 1836–1910

День благодарения — самый американский праздник

День благодарения — праздник, который собирает американские семьи за одним столом в последний четверг ноября. В этой статье я расскажу, как его отмечают в США, а также почему американские индейцы не любят этот праздник. 

Кого и за что благодарят американцы

День благодарения (Thanksgiving Day) — это праздник, который отмечают в Соединенных Штатах, Канаде и некоторых других странах. В Америке он приходится на последний четверг ноября, в то время как в Канаде — во второй понедельник октября.

В этот день американские семьи собираются за одним столом. Они вспоминают все хорошее, что произошло за год и говорят, за что они благодарны в жизни. Верующие семьи идут в этот день в церковь, некоторые участвуют в благотворительных мероприятиях. В церквях устраивают бесплатную трапезу.

Исторически День благодарения был праздником урожая. Люди собирались сообществом, и возносили благодарность Богу за еду и друг другу — за хорошую работу. 

Что едят на День Благодарения

Главным элементом Дня Благодарения является щедро накрытый стол. 

В центре стола ставят индейку, фаршированную хлебными сухарями, луком и сельдереем. 

В 2022 году в США в этот день было съедено 40 миллионов индеек, общей стоимостью 96 миллионов долларов! 

Национальная Федерация Индеек (National Turkey Federation)

Другие традиционные блюда, которые готовят на День Благодарения: 

  • Картофельное пюре с подливой, оставшейся после тушения индейки,
  • Тыквенное пюре или пюре из сладкого картофеля,
  • Начинка индейки (хлеб и овощи, пропитавшиеся соками индейки в духовке),
  • Кукуруза со сливками,
  • Запеканка из зеленой фасоли,
  • Клюквенный соус,
  • Тыквенный пирог, кукурузный пирог с яблоками, или обезьяний хлеб — сладкая выпечка с корицей.

Бесплатную книгу рецептов для американского Дня благодарения можете заказать на Амазоне.

История праздника: совместная трапеза индейцев и англичан

Началом празднования Дня Благодарения считается совместная трапеза американских индейцев и европейцев в 1621 году.

В 17-м веке английские протестанты бежали от преследования католической церковью. Они достигли берегов Америки на корабле Мэйфлауэр, и основали колонию Плимут (современный штат Массачусетс). 

В то время на этих землях жили индейцы племени вампаноаг. Этот народ насчитывал 69 деревень, разбросанных по территории современных штатов Род-Айленд и Массачусетс. Они жили за счет охоты, рыболовства и собирательства. Как и многие коренные народы во всем мире, вампаноаги верили, что, пока они благодарят щедрый мир, он ответит им взаимностью. Задолго до прибытия паломников вампаноаги часто устраивали празднования, подобные Дню Благодарения, выражая благодарность в форме пиров и церемониальных игр.

Интересный факт. Англичане приехали с идеей построить общину, где все будут работать вместе и совместно пожинать плоды своего труда. Первый год прошел для англичан тяжело. Они голодали, а на новой земле ничего не росло. От социалистических идей они вскоре отказались, и разделили землю на частные участки. Урожайность ее сразу возросла.

Андрей Знаменский, доктор философии, профессор Университета Мемфиса в США — видео на Ютубе

С помощью индейца по имени Тисквантум, которого похитили в рабство из Америки годами ранее, пилигримы наладили контакт с вампаноагами. Индейцы научили их охотиться, а также обменивали еду взамен на оружие, которое им было нужно для войны с соседним племенем наррагансеттов. Англичане тем летом произвели обильный запас еды. Со своей стороны, вампаноаги смогли защитить себя от воинственных соседей. Поэтому осенью, после сбора урожая, обе группы устроили совместный праздник благодарности. Они приготовили индейку, которая водилась в регионе в изобилии, а также блюда из кукурузы, картофеля и других местных продуктов. Существует только два описания той встречи очевидцами — вот ссылка на англоязычный источник.

Другие версии происхождения Дня Благодарения

Несколько штатов утверждают, что провели первый День благодарения задолго до знаменитой трапезы в Плимуте. 

  1. Плантация Беркли, Вирджиния. Христианская служба, в ходе которой переселенцы благодарили Бога за успешное основание колонии, была проведена в 1619 году. Тем не менее, это событие плохо задокументировано. 
  2. Сент-Огастин, Флорида. В 1565 году испанские конкистадоры во главе с Педро Менендес де Авилес провели первую католическую службу в Америке. Они разделили трапезу с племенем Тимкуа. Можно предположить, что во главе стола было блюдо косидо — тушеная соленая свинина и бобы, и красное вино. Индейцы могли принести индейку, оленину, черепаху, кефаль и сома, кукурузу и тыкву.
  3. Эль-Пасо, Техас. Испанские исследователи во главе с Хуан де Оньяте и племена Мансо и Сума отметили праздник Благодарения в 1598 году.
  4. Колония Попема, Мэн. Созданная в 1607 году, эта английская колония провела свой День благодарения в Новом Свете.

Официальный праздник: символ окончания Гражданской войны в США

Праздник прижился среди переселенцев-англичан как «день урожая». Однако общеамериканским он стал гораздо позже. 

Праздник под названием День благодарения появился во время Гражданской войны. В это непростое время Америке нужен был повод, который бы сплотил американцев как единую нацию. До войны даже не существовало понятия американец, а переселенцы сохраняли тесные связи с Европой. 

С идеей общеамериканского праздника выступила активистка Сара Хейл. Она напомнила, как век назад пилигримы и индейцы сели вместе за стол, благодаря Бога за урожай. По аналогии, она предлагала жителям Севера и Юга забыть о разногласиях.

В 1864 году, по окончании Гражданской войны, президент Авраам Линкольн провозгласил последний четверг ноября официальным Днем благодарения.

Интересный факт. Два года в Америке праздновали сразу два Дня Благодарения! В 1939 году президент Ф. Д. Рузвельт перенес дату праздника на неделю раньше. Он руководствовался экономическими интересами, так как День благодарения традиционно открывает начало рождественских покупок, со скидками и акциями. Однако в 30-е годы Америка пребывала в Великой депрессии, и люди тратили меньше денег. Дополнительная неделя давала магазинам шанс заработать.
В результате 23 штата стали праздновать День благодарения в предпоследний четверг ноября, а 22 штата отмечали по-старому. А Техас объявил оба дня праздничными! Однако нововведения внесли хаос, так как семьи из разных штатов не могли собраться вместе, и празднику вернули его первоначальную дату.

Источник: Библиотека и музей Франклина Д. Рузвельта

Почему американские индейцы не любят День благодарения

На следующий день после праздника приходится другая интересная традиция — Черная Пятница, а также День наследия коренных американцев. Про второй практически не вспоминают, выстраиваясь в очереди за телевизорами. 

Читай также: Черная пятница — потребительское безумие после Дня Благодарения

Не смотря на то, что встреча коренных американцев и европейцев на день благодарения была мирной, это не отменяет всего ужаса истребления индейцев в последующие годы. 

В Америке проживали сотни различных племен, которые воевали между собой. Чем больше прибывало европейцев, тем больше земли отнимали у индейцев. Переселенцы присоединялись к местным войнам, преследуя собственную выгоду. К тому же из Старого света в Америку попали болезни, к которым у коренных жителей не было иммунитета. Начались страшные эпидемии, выкосившие значительное количество коренных жителей. 

Для многих коренных американцев День Благодарения — это день траура, поскольку он отмечает прибытие поселенцев в Северную Америку и последовавшие за этим столетия геноцида. Многие люди собираются в Плимуте на митинг. 

Однако часть индейцев принимает позитивное послание праздника. Идея благодарности занимает центральное место в культуре коренных народов. Задолго до прибытия европейцев местные племена праздновали осенний урожай и дар изобилия Матери-Земли. 

«Собираться всей семьей, делиться своими благословениями и благодарить за все, что у нас есть, — это хорошо. […] Я также прошу вас в тот день уделить минутку, чтобы вспомнить, что случилось с моим народом, и историю в том виде, в каком она была записана, а не то повествование, которое нам дали в учебниках истории».

Стивен Питерс, племя вампаноаг, Издание Native Hope

Обновления рассылки

Введите свой Email ниже и подпишитесь на рассылку новостей

Один комментарий

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!