Вид из окна — путешествие по Мексике на машине

Путешествие по Мексике на машине из Юкатана в Чьяпас

В мае 2022 года мы совершили путешествие по Мексике на машине, из города Мерида в штате Юкатан в Сан-Кристобаль-де-Лас-Касас в горном штате Чьяпас. За десять дней мы пересекли четыре штата, увидели грандиозные руины майя в Эдзне, потрясающий водопад Эль-Чифлон и каньоны Сумидеро. В этой статье я расскажу подробности поездки, бюджет и стоит ли повторить наш маршрут.

Карта нашего путешествия по Мексике на машине

• Количество дней: 14
  • Расстояние: 2000 км
  • Машину брали в Мериде в агентстве Visitante. Остались очень довольны.

Маршрут круговой, так как возможности сдать машину в Сан-Кристобале мы не нашли. Ближайшим пунктом сдачи была столица Мехико.

1. Мерида — Кампече (180 км). Осмотр города вечером и утром.
  2. Посещение руин Эдзна (100 км) и вечером переезд в Сьюдад-дель-Кармен (206 км).
  3. Остановка на обед в  Вильяэрмоса и ночь в городе Карденас (236 км).
  4. Переезд в Тустла-Гутьеррес по красивому горному серпантину в лесу (204 км).
  5. Целый день в Тустла-Гутьеррес.
  6. Переезд в Комитан (150 км).
  7. Посещение водопада Эль-Чифлон на автобусе.
  8. День в Комитане.
  9. Сан-Кристобаль-де-Лас-Касас (93 км).
  10. День в Сан-Кристобаль-де-Лас-Касас.
  11. Тустла-Гутьеррес с посещением каньона Сумидеро и статуи Христа (70 км)
  12. Сьюдад-дель-Кармен (422 км)
  13. Пляж в Прогресо (414 км)
  14. Мерида (44 км).
  15. Сдали машину и улетели в Сан-Кристобаль-де-Лас-Касас.

Мы жили в недорогих отелях с букинга, в которых разрешено останавливаться с собаками — таких в Мексике очень мало. Несколько раз нам пришлось провести ночь в мотеле с почасовой оплатой. 12 часов стоили 20$, косые взгляды охранников — бесплатно. В палатке не останавливались из-за жары. Каучсерфинг с собакой тоже искать не стали.

Питались мы в уличных ресторанах. На побережье ели морепродукты, в горах пробовали новые блюда. Гастрономическая часть бюджета у нас всегда самая дорогая. Иногда перебивались растворимой лапшой, так как у меня был с собой маленький чайник.

Путешествие по Мексике на машине с собакой оказалось сложнее, чем я думала. Баби вела себя очень спокойно, но мы не могли найти жилье, посещать достопримечательности, и заходить в любые рестораны. Оставить ее в машине было нельзя из-за жары, в тени на привязи — из-за воров. Один раз в Сан-Кристобале у нас ее украли, но муж нашел Баби по надрывному лаю.

Предисловие

Прожив четыре месяца в Мериде, мы устали от ее жаркого климата и высоких цен, и решили перебраться в горный штат Чьяпас. В качестве базы на два месяца мы выбрали город Сан-Кристобаль-де-Лас-Касас.

Вместо прямого перелета мы арендовали машину, чтобы исследовать заодно незнакомые для нас мексиканские штаты Кампече, Табаско и Чьяпас.

Забегая вперед, скажу, что маршрут получился не самый удачный. Между штатами Юкатан и Чьяпас очень мало достопримечательностей. Учитывая высокие цены на бензин, аренду автомобиля и жилье, поездка получилась невыгодной. Куда интереснее отправиться в путешествие по Мексике на машине по живописным штатам Оахака, Гуанахуато, Мичоакан или Гвадалахара. Или арендовать машину в Чьяпас, и исследовать только этот штат.

Путешествие по Мексике на машине — наше видео

🚩 Город Сан-Кристобаль-де-Лас-Касас

🚩 Пляж Прогресо

Кампече — морской форт

Кампече — красивый колониальный город, расположенный на побережье Мексиканского залива. Город известен своим хорошо сохранившимся историческим центром, которых охраняется ЮНЕСКО. Он мне напомнил колумбийскую Картахену. Мы также поднялись на стены форта, который в 17 и 18 веках защищал город от пиратов.

Читай также: Город Картахена-де-Индиас в Колумбии

Вдоль моря растянулась длинная набережная. Там каждый вечер включают танцующие фонтаны. Мы купили кулек присыпанных сахаром чуррос и холодный кофе, и уселись смотреть на море. Представьте, за четыре месяца на полуострове Юкатан мы только один раз выбрались на пляж!

Заметка. Дорогу из Мериды в Кампече можно разнообразить посещением комплекса пирамид Ушмаль и других малых развалин культуры Пуук (Labna, Sayil, Kabah). Добраться до них можно по трассе 261. Мы там уже побывали раньше. Поэтому по мы пути остановились лишь на обед в китайской столовке. На улице было невозможно находиться из-за испепеляющей жары, и мы торопились побыстрее уехать из Юкатана.

Эцна (Эдзна) — пирамиды древнего города майя

Кампече расположен в самом сердце древней цивилизации майя. Недалеко от города находятся впечатляющие руины города Эцна, а чуть подальше — грандиозный Калакмул.

Руины Эцна редко посещаются туристами, а зря — они впечатляют не меньше Чичен-Ицы! Тем более, что рядом с древним памятником вы будете гулять практически в одиночестве.

Читай также: Пирамида Эцна в Кампече

Сьюдад-дель-Кармен — популярный пляж

Дорога в Сьюдад-дель-Кармен очень живописная. По пути мы остановились в одной из многочисленных палаток, где торговали коктейлями из морепродуктов. Заодно искупались, и показали Баби море — оно ей не понравилось.

Изначально мы планировали провести день на этом популярном курорте, но не смогли найти дешевое жилье. Поплутав в окрестностях более часа, остановились в мотеле с почасовой оплатой и красными кожаными креслами. Если забыть о косых взглядах охранника, то место оказалось неплохим. Ужинать пришлось растворимой лапшой, которую нам доставили в номер через потайное окно в стене. Другой еды в меню мотеля не было, а до ресторанов ехать было далеко.

Вильяэрмоса — блюдо пехелагарто

Достопримечательностей между восточным побережьем Мексики и горным штатом Юкатан практически нет, но я все равно пыталась что-нибудь найти.

Логичнее всего было бы поехать в Сан-Кристобаль через Паленке, и посмотреть по пути одни из самых красивых руин майя. Но во время нашего путешествия ситуация с безопасностью в Чьяпас была не самая благоприятная, и на этой дороге случались ограбления. Мои мексиканские друзья посоветовали выбрать другой путь, и съездить в Паленке со стороны Сан-Кристобаля.

Поэтому мы выбрали дорогу через большой город Вильяэрмоса. Там есть любопытный парк с большими каменными головами ольмеков. Эта культура гораздо древнее майя, и памятников той эпохи сохранилось мало. Однако в Вильяэрмосе такие невообразимые пробки на дорогах, и так жарко, что мы решили ее пропустить.

На окраине города поужинали доисторической чудо-юдо-рыбой, которая называется пехелагарто.

Читай также: Эта странная мексиканская кухня. Кузнечики и курица в шоколаде

Перегревшись на солнце, и не найдя убедительной информации о состоянии трассы 195, мы решили гнать напрямую в город Тустла-Гутьеррес. Заночевать пришлось в стремном дешевом мотеле недалеко от города Карденас. Это не самая безопасная часть Мексики, и ночь мы провели, не смыкая глаз.

Совет: на трассе 195 есть красивые водопады Parque Natural Villa Luz и вулкан Чичональ с зеленым озером в кратере. Для осмотра этих достопримечательностей можете остановиться в городке Теапа.

Стоит отдать должное трассе 187 — она очень живописна. Мы петляли высоко в горах практически в полном одиночестве. Населенных пунктов на пути мало, только густой лес образует тоннель над дорогой. Пару раз мимо проехали военные в полном обмундировании, с автоматами на перевес, и дружелюбно помахали нам рукой.

Тустла-Гутьеррес — большой город в штате Чьяпас

Тустла-Гутьеррес — столица штата Чиапас. Мы остановились там на два дня, чтобы посетить каньон Сумидеро.

Сам город не показался мне привлекательным. Обнаруженные на карте музеи оказались закрыты, а центр перерыт какими-то дорожными работами. Нам удалось увидеть только статую Христа на горе. Этот 62-метровый монумент известен как Христос Копойя. Он вдвое выше знаменитой статуи Христа в Рио-де-Жанейро!

Каньон Сумидеро и его крокодилы

Каньон Сумидеро — это геологический разлом, через который река Грихальва течет из штата Чиапас в Мексиканский залив. Глубина каньона достигает 1000 метров! На берегу реки мы встретили обезьян, крокодилов и различных птиц.

Один из лучших способов познакомиться с каньоном Сумидеро — совершить прогулку на лодке по реке Грихальва. Экскурсии продают в городке Чьяпа-де-Корсо в пяти колометрах от Тустлы. Если вы путешествуете на машине, то также стоит доехать до смотровых площадок над каньоном. Самый красивый вид открывается с самой дальней смотровой.

Читай также: Каньон Сумидеро в штате Чьяпас в Мексике

Сан-Кристобаль-де-Лас-Касас — город хиппи и йогов

В этом городе мы провели следующие два месяца.

Сан-Кристобаль находится в горах, поэтому климат там прохладный. Именно поэтому мы туда и переехали, так как на Юкатане стояла нестерпимая жара. Этот колониальный уютный городок облюбовали хиппи, йоги и любители всяких спиритуальных практик.

Читай также: Мерида без глянца. Жизнь в одном из топовых городов Мексики

Город сохранил испанскую колониальную планировку с узкими мощеными улочками, черепичными крышами и балконами из кованого железа. Там есть несколько любопытных музеев, и великолепные старинные церкви с золотыми алтарями. В окрестностях Сан-Кристобаля живут коренные народы майя, цоциль, цельталь и другие, названия которых вам ничего не скажут.

Чьяпас — настоящее сокровище для любителей индейцев. Тут в каждой деревне проходят красочные рыночные дни, люди носят национальные костюмы — иногда довольно необычные, а в церквях прогоняют злых духов, избивая себя курицами. Кухня здесь тоже необычная: в сезон можно отыскать суп из гигантских улиток шути, жареных муравьев и суп из камня!

Читай также: Сан-Кристобаль-де-Лас-Касас в штате Чьяпас | Мексика

Комитан — колониальный городок

Небольшой городок Комитан стал жемчужиной этой поездки! Попали мы туда случайно, планируя просто переночевать перед посещением водопада Чифлон. В итоге остались на три дня.

Комитан — чудесный колониальный городок, миниатюрная версия Сан-Кристобаль-де-Лас-Касас. Там тоже есть красивые церкви, музеи, но больше всего меня впечатлила местная кухня. В городе есть несколько ресторанов, специализирующихся на региональной кухне. Я попробовала запеченную свиную ножку — уэко комитеко, напиток позол из ферментированного какао и даже такос … с многоножками — гусеницами затц

Читай также: Комитан — жемчужина штата Чьяпас в Мексике

Водопад Чифлон — один из красивейших в Мексике

Туристы приезжают в Комитан, чтобы увидеть один из самых красивых мексиканских водопадов. Он действительно впечатляет.

Мы провели целый день среди бирюзовых бассейнов и каскадов. Вдоль реки проложен удобный пешеходный маршрут, есть уединенные бассейны для купания. Это место выглядит как сказка! Подробнее об этой достопримечательности я рассказываю в отдельной статье.

Читай также: Волшебный водопад Чифлон в штате Чьяпас в Мексике

Пляж Прогресо на полуострове Юкатан

Наученные горьким опытом, из штата Чьяпас мы практически без остановок доехали до Юкатана. Последний день перед сдачей автомобиля мы провели на популярном пляже Прогресо. Заодно «починили» царапину на машине белым маркером 😅 Хорошо, машину мы сдавали в пасмурный день и нашу самодеятельность не заметили.

Пляж Прогресо мне рекомендовали мои друзья из Мериды. Он представляет собой мини-версию Канкуна для местных: коктейли приносят прямо на пляж, а в ресторанах днем играет задорный реггетон и подают севиче. Вечером городок замирает, так как отдыхающие разъезжаются по домам.

Читай также: 10 достопримечательностей в окрестностях Мериды | Штат Юкатан

Что учесть при планировании путешествия по Мексике на машине

Мексика — не самая безопасная страна на планете. Ограбления автомобилей, перестрелки наркос, и прочие ужасные истории на самом деле здесь происходят. Однако на туристических тропах обычно все спокойно, ведь рушить такой важный источник дохода как туризм никому не хочется.

И все же стоит соблюдать меры предосторожности, если собираетесь в самостоятельное путешествие по Мексике на машине. Не рекомендуется ездить после заката, только если местные жители не подтвердят, что дорога безопасна. Например, дурную славу имеет дорога между Паленке и Сан-Кристобалем через Ососинго, а также дорога из Паленке к руинам Бонампак в джунглях. Лучше присоединиться к колонне туристических минивэнов. Это удаленная территория посреди джунглей, где часто случаются ограбления.

Также будьте готовы к контрольно-пропускным пунктам на дорогах. Военные могут проверить багажник автомобиля, личные вещи, паспорт. Все мои встречи с ними проходили на предельно вежливой ноте, и, хотя досматривали мой рюкзак всегда с пристрастием, у меня никогда не возникало проблем.

Мексиканский стиль вождения отличается агрессивностью. Водители фур гоняют со скоростью феррари, никто не пользуется поворотниками, и если вы едете в пределах скоростного лимита, вам постоянно будет кто-то дышать в спину. И следите за мальчишками на мопедах доставки Rappi — им никакой закон не писан. Не даром все дороги Мексики усеяны лежачими полицейскими. Их до нелепого много, они часто не размечены, и в темноте могут создать аварийную ситуацию. Вторая причина отказаться от поездок ночью.

Коренные народы в Чьяпас не любят фотографироваться. Осторожно доставайте камеру в маленьких нетуристических деревнях, а лучше спросите разрешения, если делаете снимок человека. Многие люди до сих пор верят, что фотоаппараты крадут душу. Полицейские могут отнять камеру и заставить удалить фотографии. Обычно я чувствую, то мне не рады, и воздерживаюсь от съемки.

Читай также: Что взять с собой в путешествие — обзор моего рюкзака

Обновления рассылки

Введите свой Email ниже и подпишитесь на рассылку новостей

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!