Вулкан Рано Рараку является одним из самых необычных археологических памятников на планете. В этом таинственном месте создавали каменные статуи острова Пасхи. Каменоломня хранит гигантские фигуры истуканов, которые были брошены посреди рабочего процесса.
Содержание
- Немного об истории острова Пасхи
- Назначение статуй
- Каменоломня Рано Рараку — фабрика по производству моаи
- Как создавали статуи острова Пасхи
- Характеристика моаи: размер, вес, строительный материал
- Четыре вида каменных истуканов
- Как перемещали статуи острова Пасхи
- Почему бросили статуи в каменоломне Рано Рараку
- Самые известные статуи острова Пасхи
- Статуи острова Пасхи на карте
- Документальные фильмы о статуях острова Пасхи
Немного об истории острова Пасхи
Остров Рапа Нуи, или остров Пасхи находится в Тихом океане. И хотя он официально он считается территорией Чили, от Южной Америки его отделяют три тысячи километров.
Наиболее популярная теория гласит, что остров впервые заселили полинезийские мореплаватели. Их возглавлял Хоту Матуа — правитель неизвестного нам острова Хива. Моряки высадились на пляже Анакена приблизительно в 6-8 веке н.э. Они увидели благодатный, покрытый лесами остров.
Согласно устному преданию, путешественники привезли с собой статуи, олицетворяющие прошлых правителей этого народа. Однако современные ученые считают, что первых каменных истуканов создали в 11 веке. Вскоре культура Рапа Нуи достигла максимального расцвета. Островитяне воздвигли грандиозные церемониальные алтари, на которых устанавливали моаи — загадочные статуи острова Пасхи.
Прибытие европейцев на остров
Однако прибывшие в 18 веке на остров европейские путешественники обнаружили безжизненный участок суши, без деревьев и животных. Они с удивлением отметили необычных идолов, лежавших на берегу моря. Аборигены жили в примитивных условиях, и без конца воевали кланами. Европейцам они показались дикарями.
Что же произошло?
Мы не знаем, как погиб народ рапануи. Предполагают, что на острове произошла экологическая катастрофа. Причины тому были две: неконтролируемая вырубка леса и крысы, попавшие на остров на кораблях испанцев.
Островитяне вырубили все деревья для постройки лодок, жилищ, разведения костров. Огромное количество бревен было необходимо для создания моаи, особенно для их передвижения по острову. Новые деревья не успевали вырасти, а семена остальной фауны уничтожили крысы. Стремительно остров Пасхи превратился в пустыню. Одновременно случился кризис перенаселения.
Начался страшный голод. Рапануйцы не могли рыбачить без лодок, а в иссушенной почве ничего не росло. Голод повлек за собой войну. Оказавшиеся в плену Тихого океана жители острова сражались друг с другом за пищу и пресную воду. В ходе войны были повалены статуи вражеских кланов. Считалось, что лишившись глаз, они не могли больше оказывать поддержку своему клану. Также есть теория, что статуи повалили из-за разочарования в могуществе идолов.
Европейцы застали закат цивилизации Рапа Нуи. Что произошло на самом деле, нам уже не узнать. Стало ли вторжение голландцев и испанцев роковым событием, перевернувшим устройство острова Пасхи с ног на голову? Почти все жители острова скончались от привезенных европейцами болезней или умерли в плену.
Назначение статуй
Самая распространенная гипотеза утверждает, что статуи острова Пасхи олицетворяли связь умершего со своими предками. Через коралловые глазницы они распространяли свою духовную власть — ману — на все племя. То есть истуканы являлись посмертным памятником, данью уважения к почившему родственнику.
Памятника удостаивались только важные члены общества. На создание моаи уходило несколько месяцев, к тому же такая работа стоила очень дорого.
Статуи всегда помещали лицом к деревне. Их цель заключалась не в защите островитян от внешних угроз, а в том, чтобы накрыть потомков священным покрывалом маны.
Они разжигали множество костров своими идолами либо в виде жертвоприношений, либо для молитв. Ранним утром мы выглянули наружу. С некоторого расстояния мы увидели, что они простирались ниц перед восходящим солнцем и зажгли несколько сотен костров. Вероятно, это означало утреннее подношение богам.
«Путешествие капитана Дона Фелипе Гонсалеса на остров Пасхи. Донесение сержант-майора Карла Фридриха Беренса», 1770 год.
Каменоломня Рано Рараку — фабрика по производству моаи
Потухший вулкан Рано Рараку расположен в 20 км от города Анга-Роа. Рано в переводе с языка рапануйцев означает вулкан с лагуной внутри, а рараку — полосатый, из-за характерных полос на южном склоне горы. Высота вулкана всего 160 метров, а диаметр кратера составляет 700 метров. Внутри находится неглубокая пресноводная лагуна.
Каменоломня находилась на южном склоне вулкана, на месте выхода вулканического туфа. Десятки каменных голов выступают из земли, а на скале выше вы увидите множество незаконченных фигур. Одни расположены вертикально, другие горизонтально, третьи по пояс врыты в землю. Нет никакой закономерности в этом хаосе, видимо, моаи вырезали из скалы где попало. Эти статуи острова Пасхи объединяет одно: ни одна из них не была установлена на пьедестал. Их бросили на склоне, так и не завершив работу.
Работа по вырезанию статуй в Рано Рараку длилась более 500 лет: с 1000 года нашей эры до середины 18 века.
Как создавали статуи острова Пасхи
На каменоломне Рано Рараку осталось 397 незаконченных статуй. Их оставили на разных этапах работы, поэтому ученые смогли изучить пошаговый процесс создания моаи.
Первым делом нужно было выбрать подходящий сектор для работы. Иногда резчикам приходилось трудиться прямо на отвесной скале. Вначале в камне вырезали прямоугольный блок. Вокруг него делали узкий проход для скульпторов. С помощью базальтовых инструментов, называемых токи, они обрабатывали туф. Это податливый материал, поэтому работа шла быстро. Все истуканы вырезались лежащими на спине.
Работу начинали с лица. Особое внимание уделяли носу для сохранения симметрии скульптуры. Затем вытачивали шею, туловище, руки и кисти. В конце скульпторы приступали к бокам, пока под истуканом не оставалась лишь тонкая полоска камня.
Теперь статую нужно было отделить от скалы и аккуратно спустить вниз. Для этого использовали веревки из растительных волокон и стволы деревьев. В земле рыли канавы, а путь ограждали грудами камней, чтобы гигант невзначай не скатился с горы. Разбитые моаи у подножия Рано Рараку говорят о том, что трюк со спуском истукана удавался не всегда. Остается загадкой, почему древние рапануйцы не могли просто спустить блок из туфа в более удобное место, и там уже вырезать статуи.
Внизу скульпторы завершали работу над спиной идола. Для этого моаи устанавливали вертикально, погружая в специальную яму, чтобы он не упал. В конце фигуру полировали с помощью вулканического камня пунга.
Вдоль склона стоят около семидесяти практически законченных статуй. Они так и остались в углублениях, будто погребенные наполовину в землю. Фотографии этих истуканов породили миф, что статуи острова Пасхи — это только головы. На самом деле это полноценные человеческие фигуры в полный рост, погребенные под слоем отложений.
Глаза истукана
Примечательно, что все статуи вырезали без глаз — на их месте вы увидите сплошную поверхность от лба к щекам. Глазницы вырезали уже на церемониальной платформе. Там же моаи обретали коралловые зрачки. Таким образом умерший человек воссоединялся со своей деревней.
Шляпа пукао
Наконец, на голову истукана водружали огромный цилиндр из красного шлака, называемый пукао. Значение пукао неоднозначно. С одной стороны, он мог представлять иерархию племени, а с другой — символизировать длинные волосы, которые островитяне собирали в пучок.
Характеристика моаи: размер, вес, строительный материал
Первые статуи вырезали из базальта. Однако этот материал был слишком тяжелым и твердым.
Позже на склоне вулкана Рано Рараку обнаружили уникальный тип скал — туф лапилли. Он представляет собой пористую породу, образованную скоплением вулканического пепла, который при охлаждении уплотняется и затвердевает. Туф гораздо мягче базальта, поэтому древние скульпторы предпочли его в качестве сырья для огромных идолов.
Средняя высота моаи — 4 метра. Однако на северном побережье острова был моаи высотой 10 метров и приблизительным весом 82 тонны. Также в карьере находится незаконченный моаи длиной 21 метр и весом от 250 до 300 тонн. Он все еще прикреплен к скале.
Четыре вида каменных истуканов
Сначала моаи были маленькими, с широкими головами и короткими ушами. Туловище у них очень короткое или вообще отсутствует. Первые статуи острова Пасхи вырезали из серо-желтого туфа.
Постепенно стиль изменился. Туловища стали длиннее, а прямоугольные головы украсили длинные носы, тонкие губы и длинные уши. Так выглядит большинство статуй острова.
Со временем скульптуры увеличились в размерах до пропорций, которые, как считается, было невозможно перевезти. Эти статуи до сих пор лежат в карьерах Рано Рараку.
Есть еще коленопреклоненная статуя, единственная в своем роде. Она тоже находится у подножия каменоломни.
Как перемещали статуи острова Пасхи
Когда работа над статуей была закончена, ее перемещали на церемониальные платформы. Метод передвижения истуканов по острову до сих пор не разгадан.
Предание гласит, что огромные мегалиты перемещались с помощью маны, или божественной силы. Священники могли приказать моаи идти в назначенные им места. Получить такую силу могли те, кто читал таблички ронго-ронго.
Исследователь острова Пасхи Тур Хейердал предположил, что истуканов перемещали при помощи веревок и бревен. Стволы деревьев предварительно смазывали вареным сладким картофелем, обматывали пальмовыми листьями — в общем, пытались создать натуральную смазку. Статуи обвязывали веревками, и тянули, как на санях.
Чехословацкий ученый Павел Павел, совместно с Туром Хейердалом, разработал другую версию. Она основана на древнем мифе о ходящих идолах. Возможно, статуи передвигали вертикально. Их раскачивали таким образом, что истукан делал шаг, но не падал. Метод похож на передвижение холодильника.
Почему бросили статуи в каменоломне Рано Рараку
Гипотезу о природном катаклизме и войне кланов я уже рассказывала. Но есть и вторая версия, почему жители острова Пасхи перестали вырезать истуканов.
На острове существовало два главных клана или две разные народности: длинноухие и короткоухие. Первые доминировали над вторыми. Они заставляли короткоухих работать на каменоломне. Однажды короткоухие восстали против угнетателей. Они свергли вождя длинноухих, и перестали заниматься созданием статуй, так как это не входило в их систему верований.
Другие гипотезы связывают изменения в культуре с природным катаклизмом: цунами или землетрясением. Разрушительное цунами действительно затронуло побережье острова Пасхи, но неизвестно, послужило ли оно толчком к прекращению создания статуй.
Однако похоже, что отказ от работы в Рано Рараку произошел не из-за какого-то одного внезапного драматического события. Скорее, это было следствием постепенного упадка ценностей и убеждений. Ограниченные ресурсы пищи и леса спровоцировали последовательные межплеменные войны, которые в конечном итоге разрушили весь уклад жизни на Рапа Нуи.
Любопытно, что некоторые моаи не собирались покидать каменоломню. Археологи обнаружили несколько вертикальных статуй с конусовидным основанием, которое помогало им закрепиться в земле. Это показывает, что их намеренно установили на Рано Рараку и не собирались перевозить на платформы.
Почему?
Возможно, это была более простая и дешевая альтернатива. Лес на острове стремительно вырубался, и наверняка стоил все дороже. Для перевозки моаи были нужны сотни деревьев. Возможно, что для перемещения статуи не хватило материальных ресурсов и ее пришлось оставить в каменоломне.
Самые известные статуи острова Пасхи
Читай подробнее про все церемониальные террасы на острове: Моаи — каменные истуканы острова Пасхи
Пиро Пиро — горбатый истукан
Моаи Пиро Пиро является одним из самых известных идолов острова. Он расположен в начале главной тропы, как бы приветствуя посетителя. Его имя означает «неприятный запах». Кажется, что истукан морщит нос в отвращении перед зловонным ароматом.
Голова моаи выступает вперед от плеч, делая его немного горбатым. Справа от шеи есть надпись на испанском «Baquedano». Это древнее граффити, нанесенное моряками корабля «Генерал Бакедано» в начале 20 века.
Пиро Пиро выделяется среди других статуй огромными размерами. Исследователь Тур Хейердал раскопал скульптуру. Погребенная часть тела почти в два раза превышает высоту головы. Общая длина идола составляет 11 метров!
Те Токанга — гигантский моаи
В нижней части карьера исполинская статуя, которая все еще остается в нише. Это великан Те Токанга, длиной 22 метра и предполагаемой массой 200 тонн. Колосс так и не был отделен от скалы. Амбициозные скульпторы поняли, что никогда не смогут сдвинуть статую с места и бросили работу на полпути. Это самая большая статуя на острове Пасхи.
Возможно, Те Токанга изначально планировался как барельеф. Его вырезали прямо в скале, без намерения перенести на платформу.
Моаи на старой голове
Среди нескольких голов в карьере привлекает внимание маленькая скульптура с выпуклым животом. Приглядитесь внимательно — фигура вырезана на голове зарытого в землю исполина. Это один из редких примером повторного использования статуй.
Ко Хона Хе Роа — два истукана с кораблем на животе
Эта пара статуй была обнаружена во время норвежской экспедиции Тура Хейердала. Во время раскопок археологи нашли на груди одного моаи петроглиф. На нем изображен старый европейский трехмачтовый корабль с квадратными парусами. В нижней части можно увидеть фигуру черепахи.
Похожие гравюры были найдены в домах Оронго и на рисунках пещеры Ана Кай Тангата. Исследователи предполагают, что в течение недолгого периода островитяне считали европейских путешественников посланцами загробной жизни, прибывающими и исчезающими в океане, или перелетными птицами, которым они поклонялись.
Тукутури — моаи на коленях
Тукутури — один из самых противоречивых образов острова Пасхи. Его название означает «сидящий на корточках», хотя тутури — правильный термин для слова «стоящий на коленях».
Статуя не похожа ни на одну другую на острове. Фигура человека гораздо реалистичнее, чем у других моаи, хотя и выполнена довольно грубо. Голова округлая, с вырезанными глазами, а на подбородке есть козлиная бородка. Истукан изображен сидящим на коленях. Высота идола составляет 3,70 метра. Он весит около 10 тонн. Это единственная скульптура, которая обращена лицом к Рано Рараку.
Некоторые ученые предполагают, что это самый ранний тип моаи, который может датироваться 10 веком. Фигура Тукутури больше похожа на тики — типичный для Полинезии тотем, чем на моаи. Хейердал связал его со статуями Тиауанако, доколумбовой культуры в Боливии. Другие эксперты утверждают, что это самая поздняя фигура. Поза моаи могла быть связана с культом Тангата Ману или человека-птицы, которого почитали в деревне Оронго.
Статуи острова Пасхи на карте
Документальные фильмы о статуях острова Пасхи
- Программа BBC «Загадки острова Пасхи».
- Жан Жак Кусто «Культурное наследие острова Пасхи».
- Андрей Скляров «Мозаика острова Пасхи».
- Документальный фильм на английском «Where the giants walked».