Саймалуу Таш — это потрясающая коллекция петроглифов, которая находится в труднодоступном месте Джалал-Абадской области. На сегодняшний день обнаружено более 10 000 наскальных изображений. Они вырезаны на базальтовых валунах, которые являются частью ледниковой морены.
Содержание
Где находится Саймалуу Таш?
Галерея наскальных рисунков расположена на Ферганском хребте, на высоте 3200 метров над уровнем моря. Эта высокогорная местность десять месяцев в году покрыта снегом. Попасть в Саймалуу Таш можно только в июле и августе.
Треккинг к петроглифам Саймалуу Таш
Саймалуу Таш по масштабности сравнится с казахстанскими рисунками в Тамгалы, Беломорскими петроглифами в Карелии. В Азербайджане я видела наскальные рисунки в Гобустане, но их там гораздо меньше. Киргизские петроглифы — важная в мировом масштабе коллекция наскального искусства. Удивительно, что при этом Саймалуу Таш — наименее посещаемая достопримечательность страны.
Путешествие к достопримечательности пешком из поселка Казарман займет целый день. Готовьтесь — испепеляющее солнце будет вашим спутником. Деревья не растут на такой высоте, выживают лишь кустарники и колючки.
От входа в заповедник предстоит пройти пешком всего 7 км, но с набором высоты 1300 метров.
Состояние тропы
Тропа просматривается на протяжении всего маршрута, так что мне даже не приходилось сверяться с картой. В книгах дорога к петроглифам описывается как чрезвычайно сложная. К счастью, за пару десятков лет ситуация изменилась к лучшему. Чего не скажешь об автомобильной дороге из Джалал-Абада в Казарман, которую не ремонтировали с начала прошлого века.
При нормальной физической подготовке подъем займет 4 часа. В нашей команде была 60-летняя учительница из Казармана. Она поднялась за 6 часов. Безмерно уважаю таких сильных людей: несмотря на неудобную обувь, возраст и адскую жару она не повернула назад.
Перед началом крутого подъема можно искупаться в реке, спускающейся с ледника.
Препятствий по пути немного: переход неглубокого ручья по бревнам и прогулка по подтаявшему снежнику.
Через большую реку проложен мост. Все цивильно.
А это снежник. Он небольшой, но скользкий.
Больше всего неприятностей доставляло солнце. На высоте 3000 метров оно особенно злое. И что самое досадное — спрятаться от него негде. Головной убор, солнцезащитный крем, вода — обязательные спутники этого похода.
Кстати, о воде. Ее можно набрать в родничках. Постарайтесь не перепутать их с ручьями, так как летом в ущелье пасется домашний скот — есть риск повторить судьбу Пржевальского.
Петроглифы разбросаны вокруг высокогорных озер. Чтобы изучить всю территорию, стоит остаться наверху с ночевкой. Мы успели обойти лишь 4 км, поднявшись еще на 300 метров повыше.
История петроглифов в Саймалуу Таш
Кто автор рисунков в Саймалуу Таш
Обитатели Ферганского хребта, которые создали галерею наскального искусства, достоверно не известны. Немногочисленные исследователи ущелья Саймалуу Таш сходятся на том, что местность была населена разными народами в разное время.
Выделяют три эпохи:
- эпоха неолита и бронзы, скорее всего это были народы чусткой или андроновской культуры. 2000-3000 лет до н.э.
- железный век, народ саки (известные также как скифы) 1000 лет до н.э.
- средние века, 1-е тысячелетие н.э., тюркские кочевые племена.
Киргизы в то время обитали на Енисее. Их переселение на Тянь-Шань и Семиречье (то есть современную территорию Киргизии) начинается в 9 веке. В 13 веке, во время монгольского правления большая часть киргизов была насильно переселена в Среднюю Азию и Китай.
Конечно, эта классификация очень условная. Она не подтверждена археологическими находками, и основывается лишь на тонких различиях в художественном стиле петроглифов.
Что изображено на петроглифах
Саймалуу Таш на кыргызском языке означает «расписные камни». Изображения выцарапаны на гладкой поверхности базальта. Поверхность камня покрыта черной коркой, отливающей металлическим блеском. В зависимости от того, с какого угла на камень падают солнечные лучи, вам открываются новые рисунки. Поиск петроглифов превращается в увлекательный квест.
Никаких указателей в парке нет, да и карты местности тоже не существует. Поиск интересных изображений — целиком ваша обязанность. Это только добавляет азарта.
Лайфхак: большинство петроглифов находится в развалах камней. Нужна удобная обувь и хорошее равновесие, чтобы пару часов скакать по неустойчивым валунам.
Художественные стили рисунков в Саймалуу Таш
Битреугольный стиль (3 — 2 тысячелетие до н.э)
Наверное, самые известные рисунки Саймалуу Таш выполнены в битреугольном стиле. Основой фигуры являются два треугольника. Это самые ранние изображения, датируемые 3 тысячелетием до н.э. Эта дата — лишь предположение ученого А. Я. Шера, так как радиоуглеродный и другие анализы не проводились.
Скифский звериный стиль (1 тысячелетие до н. э)
Большинство петроглифов Саймалуу Таш относится к раннему железному веку. Геометрический стиль сменяется более реалистичным. Линии становятся изящными, а картины — более комплексными. Во-первых, изображали животных и сцены охоты. Также найдено много рисунков бегущих зверей, тогда как в других стилях они изображены неподвижными. Во-вторых, рисовали бытовые сцены: пахоту, выпас скота.
Линейный стиль (1 тысячелетие н.э.)
Огромный перерыв в нанесении петроглифов объясняется изменением климата в регионе. После продолжительного похолодания вновь наступила теплая эпоха. Люди вернулись в горы.
Линейный стиль отличается грубыми, примитивными линиями. Комплексные картины уже не создаются. В основном рисовали одиноких горных козлов и человечков, похожих на скелет.
Распространенные мотивы рисунков
Солярные знаки
Поклонение солнцу и огню — распространенный культ для многих народов. На керамике народа, проживавшего в поселении около Оша, тоже найдены изображения солнца. Есть интересные изображения быков, рога которых замыкаются в круг с точкой посередине. Это солнечные быки, персонажи неизвестного нам мифологического сюжета.
Олени, быки, горные козлы
Оленей, по моему, в Самайлуу Таш рисовали чаще всего. Они мне пару следующих ночей даже снились.
Животные изображены с большими рогами, иногда длиннее их обладателей. У одних оленей рога закручены в спираль, у других они очень ветвистые.
Сцены охоты
Кочевые народы жили охотой. Позднее они одомашнили рогатый скот, который давал им молоко. Охотники на рисунках используют копья, луки и стрелы.
Приручение собак
Ученые предполагают, что местность была заселена постоянно. Иначе как объяснить такое скопление рисунков в одном месте? Однако раскопки еще не проводились.
На многих камнях повторяется сцена охоты с собаками.
Лошади
Верблюды
Сельскохозяйственные сцены
Сцены с участием людей
Эротические сцены
Древние люди тоже любили пошалить. Во всех культурах изображение гигантских гениталий — ключевой мотив в искусстве. Сразу вспоминается музей в Лиме, где собрана коллекция эротических горшков, способная вогнать в краску составителей Камасутры.
Читай также: Как занимались любовью индейцы мочика
Предки киргизов оставили нам скромную коллекцию 18 +. Мы нашли только два рисунка, но существует еще как минимум два.
История открытия петроглифов
Петроглифы Саймалуу Таш были обнаружены в 1902 году. В то время русские топографы проводили съемку местности для проекта дороги между Джалал-Абадом и Нарыном. Этой дорогой мы приехали в Казарман.
Николай Хлудов узнал из рассказов пастуха о «раскрашенных камнях» недалеко от их лагеря. Он отправился на место с группой геодезистов. Они нарисовали план местности, а Хлудов сделал пару эскизов — он был не только военным топографом, но и отличным художником.
Николай Гаврилович Хлудов — мой земляк. Он родился в Брянске в 1850 году в семье чертежника. Мальчик получил образование в Одесском художественном училище, а затем продолжил обучение в Петербурге. Его работы хранятся в Центральном музее Казахстана, в Москве, Бишкеке и Санкт-Петербурге. Хлудов участвовав в качестве топографа в экспедиции на Хан Тенгри. Он также был членом Русского географического общества и Туркестанского археологического кружка.
Николай Гаврилович сообщил о своей находке Археологическому обществу Ташкента. На следующий год была организована экспедиция для дальнейшего изучения этого места, но та провалилась. Генерал Пославский добрался до места очень поздно. Он лишь подтвердил, что рисунков действительно много, и потребуется несколько месяцев на их изучение.
Следующая экспедиция в Саймалуу Таш состоялась только в 1950 году. Ее руководителем был доктор исторических наук Александр Натанович Бернштам. Он описал петроглифы, определил их возраст и технику исполнения. В дальнейшем большой вклад в изучение этого уникального места внесла К. И. Ташбаева.
Планируем поездку в Саймалуу Таш
Лучшее время для посещения
Август — лучший месяц для посещения петроглифов. В остальное время даже летом на перевале и в горах может лежать снег.
Как добраться до Самайлуу Таш
Шаг 1. Едем в Казарман
Дорога из Оша до Казармана заняла у нас 8 часов. Но мы ехали на КАМАЗе по старой дороге, с перекрученными как кишка серпантинами. Расстояние между городами составляет 160 км. С открытием новой трассы время в пути должно сократиться.
Прежде чем выбрать этот маршрут, одумайтесь и поезжайте через Нарын. Я до сих уверена, что получила в той мясорубке сотрясение мозга. Если все же решитесь познакомиться с самой раздолбанной дорогой Кыргызстана, пишите в личку — дам контакты массажиста.
Из Нарына в Казарман ведет асфальтированная дорога. Расстояние составляет 213 км, время в пути — 3 часа.
Внимание: общественный транспорт в Казарман практически не ходит. Через Нарын теоретически ходит бишкекский рейс, но маршрутка отправляется без расписания. Стоимость проезда до Нарына составит 1000 сом.
Из Джалал-Абада есть shared taxi, то есть общественные такси. Вы делите сумму всей машины с другими пассажирами, сбором которых занимается сам водитель. В 2021 году проезд стоит 1000 сом с человека.
Уехать из Казармана еще сложнее. Советую попросить офис CBT подыскать вам попутку. Машины выезжают с 7 до 10 утра, дальше — застой. Таксисты собирают пассажиров на стоянке около городской больницы. Просят от 1200 с человека, либо 5000-6000 за всю машину.
Киргизский автостоп заслуживает отдельного поста. Коротко: он в подавляющем большинстве случаев платный, причем деньги просят в конце поездки. До Казармана мы доехали автостопом за день, но обратно пришлось взять такси. Не рекомендую этот способ передвижения в Киргизии, ибо он убивает всякую веру в добрых и бескорыстных людей.
Читай также: Ош — город на Великом Шелковом Пути
Шаг 2. Добираемся до заповедника
Петроглифы Саймалуу таш находятся в 30 км к югу от села Казарман. До входа в заповедник можно проехать на машине. К счастью, скоро закончится строительство новой дороги, которая соединит Джалал-Абад и Нарын. Участок от Казармана до парка уже построен, поэтому джип больше не понадобится.
Можно взять такси на улице, либо договориться об экскурсии в офисе заповедника. У CBT обычно дороже, к тому же они навязывают ненужный сервис вроде портеров. В офисе нас заставили заплатить за машину и гида, хотя гид там совершенно не нужен. Наверное, лучше договориться с таксистами и идти в одиночку.
Офис Самайлуу Таш находится на улице Жееналиева, рядом с вывеской Телеком. Приблизительная отметка: 41.407609, 74.025080. Телефон +996708064680 (Атабек).
Шаг 3. Треккинг к наскальным рисункам
Планируйте полный день: от 4 часов на подъем, 2 на спуск, и пару часов погулять среди рисунков. Можете остаться с ночевкой в собственной палатке.
Сколько стоит посещение Саймалуу Таш
- Входной билет в заповедник — 200 сом с человека
- Транспорт до входа в заповедник — 1000 за машину
- Гид = водитель (обязательный, если бронируете через офис заповедника) — 1000 на группу
- Поездка на лошади — 1000 с человека
- Дорога до Казармана — 1200
- Жилье в Казармане — 800 с человека
- Дорога из Казармана — 1200
Где остановиться в Казармане
Обратитесь в местный CBT, и вам подберут доступного хоста. Проживание в Казармане обустроено в домах местных жителей. Цены стандартные: 800 сом с человека с завтраком. Предлагают еще домашний ужин за 350 сом, но за эти деньги можно на двоих наесться в кафе.
К сожалению, Казарман — самое неприятное место, которое мы посетили в Киргизии. От него веет негостеприимством: хмурые взгляды прохожих, дети кричат вслед «дай денег», огрызки старого хлеба с чужого стола на завтрак… Возможно, причина кроется затяжном недовольстве золоторудными заводами? Они загрязняют воду и воздух цианидом, но при этом приносят никакого дохода самим жителям поселка.
Рестораны
Кафе Мойка — пожалуй, единственная приличная кафешка в поселке. Она находится рядом с автомойкой.
Есть еще пара столовых, где подают ашлямфу и пирожки.
Даже не верится, что этим петроглифам несколько веков🤔. Все под открытым небом и так уцелели🙄. А вообще очень интересно. Мало кто туда попадет.
Стоит же Рим, а этим каракулькам что будет? А вообще неизвестно, кто рисовал и зачем. Кочевники письменных источников не оставили, к сожалению.
Спасибо большое за такой пост, очень интересно было читать!