Освальдо Гуаясамин | Рисование — это особый вид молитвы

Освальдо Гуаясамин — эквадорский художник, потомок индейцев кечуа. Он посвящал работы коренному населению Латинской Америки и политическим событиям 20 века.

Освальдо Гуаясамин — индеец по происхождению

Мальчик родился 6 июля 1919 года в эквадорском городе Гуаякиль, в очень бедной семье индейцев кечуа. Он был старшим из десяти братьев. Его отец работал трактористом, а мать была домохозяйкой.

Мать умерла в 46 лет. Семилетний ребенок тяжело переживал ее утрату — именно тогда он начал рисовать. «Рисование — это особый вид молитвы» — позже скажет Освальдо. Через творчество ребенок справлялся с горем.

28 августа 1932 погиб лучший друг Освальдо — Маньяррес. Его расстреляли на демонстрации в Кито против политика Нептали Бонифаза, победившего на президентских выборах. Четыре дня шли выступления, получившие название «La guerra de los cuatro días». На улицах Кито погибли 2000 человек. На это событие художник отозвался картиной «Мертвые дети» — в честь невинных, которые умерли напрасно.

Освальдо плохо учился, не любил школу. Его привлекала только игра на гитаре и рисование.

Ранние работы

Мальчик начал рисовать в 7 лет. На уроках, вместо того, чтобы слушать учителей, он разглядывал их лица. Его шесть раз исключали из школы за «недостаток академического таланта». Юноша поступил поступил в Школу изящных искусств в Кито в 12 лет, вопреки желанию отца. Как простой рабочий, тот не видел будущего в творческой профессии. В 1941 году художник получил диплом.

В 1942 году Освальдо Гуаясамин организовал свою первую выставку. Она вызвала значительные споры в художественном сообществе, так как большинство работ содержали критику в отношении власти.

Родному городу Кито он посвятил несколько пейзажных картин. Расположенный на высоте 2850 метров над уровнем моря, Кито является самой высокогорной столицей в мире.

Читай также: Кито — столица Эквадора

Одну из выставок в Кито в 1943 году посетил миллиардер Нельсон Рокфеллер — внук Джона Рокфеллера, основателя Standard Oil. Он приехал с миссией пригласить президента Эквадора, Карлоса Альберто Арройо дель Рио посетить Белый дом, и заодно погулял по историческому центру столицы.

Рокфеллер не только купил шесть картин по хорошей цене, но и пригласил художника посетить в Нью-Йорк. Гуаясамин принял приглашение, и пробыл в США 7 месяцев.

Инки и испанское завоевание
El Incario y la Conquista, 1948

Путешествие в Мексику

В Америке Освальдо Гуаясамин заработал денег на путешествие в Мексику. Он с детства мечтал встретиться с Хосе Клементе Ороско — художником, которым он восхищался. В этом путешествии он познакомился с чилийским поэтом Пабло Нерудой и художником Диего Риверой.

С Ороско они вместе поработали над росписью «Апокалипсис» в древней церкви в Мехико «Iglesia de Jesús Nazareno».

Будучи индейцем, художник остро реагировал на унижения, несправедливость, дискриминацию по отношению к коренному населению Америки, а так же ко всем «маленьким» людям — бедным, слабым, чернокожим, индейцам, всем тем, кого притесняли и не уважали в обществе.

«Я плакал, что у меня нет ботинок, пока не увидел ребенка, у которого не было ног» — подписал он одно из своих произведений в Часовне Человека в Кито.

произведение Освальдо

Серия работ «Дорога слез»

С 1946 по 1952 год Освальдо Гуаясамин путешествует из Мексики в Патагонию. Он проезжает по деревням разных стран, встречая тех маленьких и угнетенных людей, которым он так сопереживал.

Результатом путешествия стала серия из 103 картин под названием «Дорога слез» (Huacayñán). В ней он правдиво показывает жизнь индейцев Латинской Америки, их страдание, отчаяние и сопротивление угнетению. В работах художника проявляется влияние кубизма.

Термин «huacayñán» является коренным кечуа словом, которое примерно переводится как «слезы» и используется для описания ситуации, в которой два человека расстаются, зная, что они никогда не вернутся, чтобы увидеть друг друга снова.

«Ось и эмоциональный центр моей живописи — права человека. Я редко рисую страны, натюрморты, портреты. Моя самая главная задача — это забота о человеке» — говорил он.

Indigenous art

Стиль его произведений очень простой, что позволяло артисту рисовать быстро и продуктивно. Он делает акцент на острых линиях и костлявых руках, на глазах, полных боли, помещает своих героев в тесные клаустрофобные пространства.

«Эпоха гнева»

Вторую серию картин «Эпоха гнева» (Edad de la Ira) художник начал в 1961 году. Основное внимание смещается с изображения борьбы и несправедливости, с которой сталкиваются коренные народы, на выражение грубых и универсальных человеческих эмоций. В ней он отразил боль целого мира: нацистские концентрационные лагеря, гражданская война в Испании, диктатура в Латинской Америке, бомбы Хиросимы и Нагасаки.

Руки протеста
Las manos de la protesta

Художник ограничивает свою палитру темными оттенками и холодным синим. Серый цвет, который он использует для изображения вытянутых рук фигур, придает им скелетоподобный вид.

Manos de protesta (Руки протеста) — одна из самых знаковых работ Гуаясамина того времени. Двухметровая картина находится в музее гуаясамина в Кито (Capilla del Hombre).

Плачущие женщины
Las mujeres llorando

Коллекция «Плачущие женщины» состоит из семи произведений, посвященных гражданской войне в Испании. Каждая семья потеряла мужа, брата, сына. Формы каждой женщины напоминают гроб, а выражения их лиц выражают боль и молитву.

Нежность серия работ
La Ternura

Серия картин «Нежность»

Между 1988 и его смертью 10 марта 1999 года художник написал более 100 работ, которые он посвятил своей матери, которую он потерял в раннем детстве. Он назвал серию Ла Тернура, или «Эпоха нежности». Это признание в любви женщине, дающей жизнь. В этой серии Гуаясами использует более яркие цвета, чтобы передать тепло матери, обнимаещей своего ребенка.

Гуаясамин был личным другом ведущих интеллектуалов и государственных деятелей, таких как Рауль Кастро, Франсуа и Даниэль Миттеран, Габриэль Гарсиа Маркес, Ригоберта Менчу и других. Он был единственным художником, которому было разрешено рисовать портреты Фиделя Кастро.

Capilla del Hombre

В 1976 году Освальдо создал Фонд Гуаясамина вместе со своими детьми. Он пожертвовал Эквадору все свои картины, коллекцию колониального искусства и произведений индейцев доколумбовой Америки, которую он собирал на протяжении всей жизни. В 1996 году он начал строительство Часовни человека, где разместил свои работы разных времен, муралы и мудрые цитаты.

Дом  художника в Кито

Под сосной, посаженной самим Гуаясамином у дома, в котором он прожил последние 20 лет жизни, покоится его прах. Открытия Часовни он так и не дождался — Гуаясамин умер в 1999, а музей открыли только в 2002 году.

Бык и кондор происзведение

Роспись Бык и кондор так же находится в Часовне Человека. Она занимает почти целую стену. Андский ритуал «Бык и кондор» (Yawar Fiesta), характерный для жителей антиплано, являет собой борьбу быка, представляющего Испанию и кондора, представляющий культуру Анд.

Роспись купола в музее
Mural de Potosi

Потолок Часовни Человечества занимает роспись, посвященная рудникам Потоси — самым богатым рудникам Южной Америки, которые долгие годы кормили европейцев, и унесли миллионы жизней индейцев.

Читай также: Потоси — зависть королей

Стандартное изображение
Елена
Живу в путешествии, медленно передвигаясь между странами. За плечами уже 46 стран и 4 континента.Я родилась в Брянске, 8 лет жила и училась в Санкт-Петербурге. В это время я распробовала вкус самостоятельных путешествий. Начала с безопасной и привычной Европы, но довольно скоро меня потянуло в непонятные страны: Китай, Кению, Марокко. В 2016 году я пожила недолго в Канаде, где учила английский и французский языки, но быстро заскучала в размеренном ритме канадской жизни.Я купила билет на Кубу в один конец, и отправилась исследовать Латинскую Америку без планов и с крошечным бюджетом. Автостоп, палатка, каучерфинг, волонтерство стали моей повседневной жизнью. Я жила с настоящими индейцами, поднимала на вершины гор, и прожила не один десяток ярких приключений. Путешествие продолжалось два года.В пандемию я не изменила себе, и провела необычный год в Грузии и Турции. Как оказалось, жить в дороге реально, и я счастлива в роли вечного странника.Хожу в походы, поднимаюсь на вершины, занимаюсь скалолазанием. Всегда вожу с собой палатку.Люблю индейцев и прочие малые народы. Ради знакомства с аборигенами лезу в чащу джунглей, иду пешком неделю по горам, забираюсь далеко за пределы google maps.Люблю вкусно и необычно поесть. Не брезгую кузнечиками, жуками, крокодилами, броненосцами и пивом из слюней индейцев. Но и нормальную кухню стран изучаю с энтузиазмом.Ценю хорошее вино. Пробую местные вина всех стран.Кроме путешествий, я занимаюсь дайвингом, много лет танцую буги-вуги, хожу в спортзал, пишу статьи и рассказы. Раньше увлекалась фотографией, работала с андеграундными рок-группами.
Статей: 280

6 комментариев

    • он у меня на татуировке)
      Все в нем цепляет: стиль, индейцы, цветовая палитра, много боли и надрыва, выживание вопреки трагедии, и много любви в них. Он сумел это передать в картинах, и у меня все переворачивается, когда их вижу. Единственный художник, на которого я залипаю часами.

      Я когда пишу, запоминаю и понимаю лучше. Мне кажется, я из-за этого и блог сто лет назад вести начала. Пока не напишу сама — ничего не запомню, каша из информации и эмоций в голове.

      • на тату он лично или его работа? потому что я, вроде, не видел у тебя набитого индейца. если только он не спрятан в укромном месте (что было бы странно=)))
        а дневник с детства ведешь?

        • Его работа, конечно:) не в его исполнении, просто его картина. Сам то он помер давно, да и татуировок не бил.
          Дневник лет с 7-8, каждый день писала в огромные блокноты. Недавно выбросила почти все, убираясь. А в интернете, наверное, лет 10 — как путешествовать начала самостоятельно. Вначале в контакте короткими постами, потом на ЖЖ.
          Он больше для меня, чем для других. Я уже сама не понимаю, зачем пишу, но остановиться пока не могу)

Добавить комментарий