Карнавал в Барранкилье

Латинскую Америку невозможно представить без красочного, оглушающего карнавала, когда весь город сливается в танце. Самый известный карнавал проходит в бразильском Рио-де-Жанейро, но и другие страны устраивают в феврале не менее эффектные шествия. Второй по масштабности карнавал после Рио проходит в колумбийской Барранкилье.

Он занесен в список наследия Юнеско. Мероприятие собирает ежегодно около полумиллиона гостей, не считая жителей самого города. В эти дни ничего не работает, а главные улицы перекрыты для танцевальных шествий.

Карнавал в Барранкилье

В чем смысл карнавала

Празднования принесли в Новый Свет европейцы. Карнавальные шествия устраивались в Венеции и многих городах Италии, Германии, Франции. Главной идеей его было изобильное торжество перед Великим постом.

Уникальную форму южноамериканские карнавалы приобрели благодаря африканским рабам: народности мандинго из Западной Африки (Гвинея, Мали,  Кот-д’Ивуар), конго из бассейна реки Конго, карабали из Нигерии и прочим. Они принесли с собой свои песни, ритмы и своих богов, но по прибытии в колонию им не разрешили сохранить свою веру. Когда раб передавался владельцу, тот обязан был его крестить и обучать принципам римско-католической религии.

Рабы продолжали практиковать свои культы тайно, под прикрытием католических праздников хозяев. Неспособные свободно поклоняться своим богам, они делали это через образы католических святых. Так произошло смешение религий, в разных странах адаптация прошла по-разному. Например, на Кубе появился синкретизм. В Колумбии карнавал носит ироничный характер, насмехается над властью богатых и пародирует угнетателей.

Когда страны Южной Америки получили независимость от Испании, карнавальные шествия приобрели грандиозный масштаб. Из рабской вечеринки они превратились в праздник для всех — в танце объединились и последние босяки, и первые лица города.

Праздновать начинают в январе

Четыре дня до Страстной недели — дни праздника и всеобщего веселья. Дни карнавала приходятся на конец февраля, но подготовка начинается задолго до события. Начиная с января в городе проходят отдельные шествия — ведь карнавал зародился подпольно, и у каждой группы были свои уникальные традиции.

В середине января проходит La lectura del Bando. На площади Ла-Пас мэр Барранкильи зачитывает шуточный декрет о начале праздничного сезона и передает ключи от города Королеве карнавала. Вместе с ней акт читает Король Момо (Rey Momo) — сын ночи, который руководит безумными вечеринками. Это бог сарказма и насмешек, который покровительствует тем, кто предается пороку и разгулу. Затем происходит символическое Взятие города (Toma de la Ciudad), когда большая и громкая процессия проходит по улицам Барранкильи с севера на юг, приглашая принять участие в веселых танцах.

В четверг перед карнавалом возлагают корону на Королеву на стадионе Ромелио Мартинес (Coronación de la reina). Конкурс исторически проводили среди юных девушек из богатых семей. Выбирали ту, которая лучше всех танцует колумбийские танцы: кумбию, сальсу, меренге и чампету. Имя девушки становится известно за полгода до мероприятия, в октябре. Корона вращалась среди знатных барранкильских семей Герляйн, Донадо, Венгоэчеа, Лафори о Абучайбе. Первой королевой стала Алисия Лафори Ронкалло в 1918 году. Позволить себе королевский титул могут только девушки из высшего общества, так как огромные расходы на платье и организацию церемонии берет на себя ее семья.

В предпоследнюю пятницу перед карнавальной субботой проходит ночной парад Гуачерна (La Guacherna). Он появился начале 20-го века в районе Абахо. Соседи созывали друг друга ударами в гуаче — металлический цилиндр, наполненный семенами. Затем всем баррио они отправлялись в шествие под звуки тамбора и флейты, неся с собой сотни свечей, чтобы осветить темные улицы бедного района.

На разных улицах и площадях проходит Semillero del Carnaval — танец детей, которые олицетворяют новое поколение карнавала, множество концертов кумбии и костюмированных дефиле — Desfile de las Comparsas. В 2002 году к предкарнавальным событиям добавился гей-парад. Это красочное шоу трансвеститов в шикарных костюмах, которое на карнавале смотрится очень органично. В 2020 году им открылась программа праздника — 11 января.

Суббота. Битва цветов (La Batalla de Flores)

Карнавал начинается в субботу перед Пепельной средой, с которой начинается Великий пост у католиков. На улицах с утра и до поздней ночи играет кумбия, африканские барабаны, традиционные оркестры и, конечно, реггетон — от него в Колумбии никуда не деться.

Баталья де флорес считается одним из основных мероприятий. Шествие по Виа 40 длится несколько часов. В параде принимают участие 300 костюмированных и  музыкальных групп, а также Королева Карнавала. Это самый старый Барранкильский парад, который проводится с 1903 года в честь окончания Тысячедневной войны (Guerra de los Mil Días) — гражданской войны в Колумбии между либералами и консерваторами в 1899-1903 годах. Первая битва цветов представляла собой игру, в которой две группы людей сталкивались друг с другом, стреляя цветами, яркими лентами и конфетти.

Улица Via 40 в эти дни перекрывается, а вдоль нее устанавливают ряды кресел для зрителей и двухметровый забор. Цены на сидячие места в день мероприятия стоили 80$ (заранее в интернете можно купить дешевле). Идти без билета на Битву цветов нет никакого смысла — лазеек в заборе нет, с крыш сгоняют, вокруг давка и тысячи карманников.

Заплатить за билет стоит, если вы хотите пофотографировать лучшие карнавальные костюмы — самые дорогие и уникальные наряды будут именно на Битве цветов. Только в первый день в процессии провозят украшенные платформы с самыми роскошными героями карнавала. На второй и третий день карнавала на той же улице проходит не менее красивая процессия, а на улицах города проходят десятки мероприятий — так что карнавал в Барранкилье можно посетить бесплатно и абсолютно не разочароваться. 

Вечером, в 17:00 город взвыл волками. Ночное безумие началось. Музыка не прекращалась до самого утра, на перекрытой проезжей части танцевали все — и колумбийцы, и иностранцы, и местные маргиналы с флягой агуарденте. На каждом углу продавали жареные сосиски на шпажке — видимо это символ карнавала, так как другой еды не было. Для местных жителей карнавал — это, в первую очередь, уличные вечеринки всю ночь напролет. На парады ходят туристы.

Воскресенье. Великий парад (La Gran Parada) 

Вторую процессию, которая проходит по Via 40, можно назвать более народной по сравнению с Баталья де Флорес, в которой принимали участие высшие слои населения.

У каждого танца есть свои история, поэтому карнавал в интереснее смотреть, если знать, о чем он. Например, там можно увидеть танец Каймана из Сиенаги (Caimán Cienaguero), который зародился на реке Магдалена. 20 января, в день святого Сан Себастьяна, аллигатор съел маленькую девочку Томасину в деревне Гильермо Ято. Центральная фигура в танце — мужчина в зеленом костюме каймана, который бродит среди женщин, поющих “El caimán se la llevó, el caimán se la comió” (Кайман ее унес, кайман ее съел).

Рабы пародировали не только своих хозяев и испанскую религию, но насмехались над своими бедами и даже смертью. Им ничего больше не оставалось, как смеяться и танцевать — остальное у них отняли. Танец Гарабато (La Danza del Garabato) олицетворяет борьбу жизни и смерти. Его можно опознать по черной фигуре скелета с косой.

Среди толпы тоже бродят любопытные персонажи 

Негрита Пулой (La Negrita Puloy) — женский символ народного карнавала. Их можно узнать по красно-черным платьям в горошек, и огромным серьгам. Негрита символизирует угнетенных женщин — мулаток и негритянок. Потомки рабынь, афро-колумбийки, называют себя “паленкеры” — это те знаменитые женщины в пестрых платьях в Картахене, что носят на голове корзины с фруктами. На карнавале они разносят сладости, чипсы и выпечку.

Монокуко (Monocuco) — люди, чьи лица полностью скрыты тканью. Они высмеивают каждого, кто попадается им на пути. Этот костюм появился в то время, когда у богатых мужчин Барранкильи вошли в моду девушки из самых бедных семей. Жениться они, само собой, на них не собирались, но на одну ночь встречались с радостью. А чтобы их не опознали, они надевали на лицо маску и закутывались в длинный халат.

Сын негра (El Son de Negro) — опасные парни, которые нападают на гостей карнавала с мачете и требуют денег. Конечно, в шутку (хотя мачете у них самые настоящие), но принято давать монетку или угощать их чем-нибудь. Они вымазаны черной краской с ног до головы и много кривляются, пародируя испанскую власть.

Конго (Congo) — старейший костюм Барранкильского карнавала. Он состоит из атласных штанов, рубашки с изображением животных и символом города, а главное — огромной шапки, похожей на ту, что носили воины из африканского Конго. Высокий тюрбан сделан из бумажных цветов всех цветов радуги, лент и блесток, а сзади его украшает длинный хвост. Лицо они красят в белый цвет, а щеки — красным. Танец воинов случается то тут, то там на улицах Барранкильи на протяжении всего карнавала. Они даже могут пойти войной на другую танцевальную группу, если она окажется в поле их зрения.

И, наконец, Маримонда (Marimonda) — мой самый любимый герой праздника. Его ушастая маска, длинный нос и круглые глаза пародировали богатый класс и коррумпированных чиновников. Они носят брюки наизнанку, старый жилет и в целом выглядят забавно. Говорят, костюм придумал очень бедный местный житель, которому было не во что нарядиться на карнавал. Она надел свои отрепья наизнанку, а на голову натянул мешок муки, вырезав в нем три отверстия.

Понедельник. Парад Фантазии

Шествие проходит в том же месте, в тот же час — на Via 40 в 13:00. Только людей, сохранивших силы до третьего дня, остается немного — можно занять место в тени всего за 1$ или посмотреть парад бесплатно на солнце.

В Фантазии принимают участие те, кто не попал в крупные мероприятия, но от этого он не стал хуже. Он мне показался даже душевнее предыдущих — можно было сфотографироваться с участниками, они улыбались и танцевали в удовольствие. Костюмы оправдывали название парада — некоторые были настоящим произведение искусства. Единственный минус — современная музыка, которая не иногда не сочеталась с карнавальной атмосферой. 

Вторник. Похороны Хоселито

В последний день хоронят Хоселито — Joselito se va con las cenizas. По традиции, уставший и пьяный Хоселито умирает в последний день карнавала, чтобы возродиться в субботу в следующем году. Люди несут гроб с “покойником” по улицам города, а следом идут плачущие вдовы — обычно мужчины, переодетые в женщин. В гробу может быть чучело, а может лежать и живой человек. В каждом районе проходят свои отдельные похороны.

Изображение по умолчанию
Елена
Живу в путешествии, медленно передвигаясь между странами. За плечами уже 45 стран и 4 континента.Я родилась в Брянске, 8 лет жила и училась в Санкт-Петербурге. В это время я распробовала вкус самостоятельных путешествий. Начала с безопасной и привычной Европы, но довольно скоро меня потянуло в непонятные страны: Китай, Кению, Марокко. В 2016 году я пожила недолго в Канаде, учила английский и французский языки в школе, но быстро заскучала в размеренном ритме канадской жизни.Я купила за накопленные мили билет на Кубу в один конец, и отправилась исследовать Латинскую Америку без планов и с крошечным бюджетом. Автостоп, палатка, каучерфинг, волонтерство стали моей повседневной жизнью. Я жила с настоящими индейцами, поднимала на вершины гор, и прожила не один десяток ярких приключений. Путешествие продолжалось два года.В пандемию я не изменила себе, и провела необычный год в Грузии и Турции. Как оказалось, жить в дороге реально, и я счастлива в роли вечного странника.Хожу в походы, поднимаюсь на вершины, люблю живописный кемпинг и природу. Активно общаюсь с местными жителями (на английском, испанском, русском, французском и языке жестов), часто передвигаюсь автостопом. Иногда работаю по программе workaway или просто устраиваюсь переводчиком в турфирмы.Люблю индейцев и прочие малые народы. Ради знакомства с аборигенами лезу в чащу джунглей, иду пешком неделю по горам, забираюсь далеко за пределы google maps.Люблю вкусно и необычно поесть. Не брезгую кузнечиками, жуками, крокодилами, броненосцами и пивом из слюней индейцев. Но и нормальную кухню стран изучаю с энтузиазмом.Ценю хорошее вино. Пробую местные вина всех стран.Кроме путешествий, я занимаюсь дайвингом, много лет танцую буги-вуги, хожу в спортзал, пишу статьи и рассказы. Раньше увлекалась фотографией, работала с андеграундными рок-группами.
Статьи: 263

2 комментария

  1. Отличная развлекуха! 🙂

  2. теперь я буду приносить логику в жертву богу сарказма)

Добавить комментарий