Атешгях в Баку фото

Зороастрийский храм Атешгях в Баку

Баку иногда называют городом вечных огней. Город стоит на большом нефтяном резервуаре и там, где газ выходит на поверхность, веками горит огонь. В начале нашей эры огнепоклонники возвели в окрестностях Баку зороастрийский храм Атешгях. В этой статье я расскажу, как туда добраться и что посмотреть.

Где находится Атешгях на карте

Как посетить храм Атешгях в Баку?

  • Адрес: село Сураханы, 300 метров от остановке автобуса.
  • Цена: 4 маната для иностранцев, 2 маната для азербайджанцев, 1 манат для студентов. Экскурсия стоит дополнительные 5 манат.
  • Время работы: 10:00 — 19:00.
  • Телефон: +994 12 452 44 07
  • Как добраться: автобус #84, идущий в Сураханы из Баку.

Экскурсии на русском языке в Атешгях и другие классные достопримечательности в окрестностях Баку:

Центр огнепоклонничества в Азербайджане

Раннее зороастрийское святилище

Самые ранние упоминания о зороастрийских храмах на территории Апшеронского полуострова относятся к эпохе Сасанидов (2-3 век нашей эры). Новые правители принесли из Персии свою религию — зороастризм. 

Зороастризм возник 3500 лет назад. Основателем первой зороастрийской общины считается пророк Заратустра. Последователи этой религии поклоняются Богу в проявлении огня, а не самому пламени. На огонь они смотрят как на эмблему божественной силы. Зороастрийцы возводили храмы на месте естественного выхода огня на поверхность Земли. Такие «вечные огни» сейчас горят в храмах Йезда в Иране и в Мумбае в Индии. 

Зороастрийский храм Атешгях находится в 30 км от Баку, в селении Сураханы. Он возник вокруг места, где из земли вырывался огонь. В Азербайджане, особенно в окрестностях Баку, много подземных резервуаров нефти. Там постоянно горит природный газ. Вырываясь из-под земли, углеводород соприкасается с кислородом и загорается. 

Позже, когда в страну пришло христианство и мусульманство, многие огнепоклонники ушли из Азербайджана в Индию. Храм на долгое время был покинут.

Индийский храм огнепоклонников

В 15 веке расширились торговые отношения Азербайджана (в то время государство называлось Ширван) и Индии. В Баку стали заглядывать индийские купцы, которые исповедовали свою форму огнепоклонничества. Индусы восстановили на свои деньги храм в Атешгяхе, и построили на месте зороастрийского храма индуистское и сикхское святилища. 

Храм расцвел. Его обнесли высокой зубчатой стеной, которую обмазывали нефтью и поджигали. Храм наверняка производил невероятное впечатление на паломников, которые стягивались в Азербайджан со всей Индии. 

Вокруг храма возвели кельи, в которых жили отшельники. Они вели аскетический образ жизни, истязали себя: например, вешали на шею тяжелые цепи, стояли до изнеможения на одной ноге или лежали в негашеной извести до омертвения тела. Эти люди верили, что умерщвляя тело, они достигнут очищения души. Отшельники не трудились, живя на пожертвования индийских купцов. 

Рядом с храмом находился колодец, теперь заваленный камнями. Еще в 50-х годах прошлого века огонь в колодце горел. Яма напоминала собой жерло вулкана, из которого выбивался наружу священный для индусов огонь. В этом колодце сжигали тела мертвых.

Так описывали путешественники 19 века храм огня в Атешгяхе:

«Мертвые безмолвные окрестности потрясаются пронзительным и долгим звуком, потом раздаются удары во что-то медное, звон колокольчиков и, наконец, в сиянии фосфорического света, перед каким-то жертвенником, представляется испуганному взору путника обнаженная фигура существа, имеющего лишь подобие человека… Это Атешга… А этот призрак человека – жалкий, иссохший, почти обратившийся в мумию индус, один из поклонников огня, веры браминской..»

Вообразите себе равнину почти в квадратную милю, откуда через сотни неправильных отверстий вылетают снопы пламени. Ветер развевает их,  разбрасывает, сгибает, выпрямляет, наклоняет до земли, уносит в небо и никогда не в состоянии погасить. Зрелище было неописуемым, захватывающим, такая иллюминация бывает только в самые праздничные дни….»

Александр Дюма

Закат религии огнепоклонничества в Азербайджане

Зороастризм существовал в Атешгяхе до 19 века, пока огонь не перестал выходить из-под земли после очередного землетрясения. Огнепоклонники восприняли это как наказание свыше, и  покинули храм. Последний отшельник уехал из Атешгяха в 1880 году. 

Храм почти сто лет стоял заброшенным. Позже его восстановили как исторический памятник, подвели огонь по трубам и открыли небольшой музей.

Newsletter Updates

Enter your email address below and subscribe to our newsletter

комментария 2

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!