Крепость в каньоне Биртвиси | Треккинг в Грузии

Каньоны Биртвиси находятся у реки Алгети, в 80 км от Тбилиси. Сюда можно приехать с палаткой на пару дней, чтобы исследовать неприступные крепости.

Путешествие в пандемию

Полный локдаун в Грузии из-за коронавируса неукротимо приближался. Уже ввели чрезвычайное положение и закрыли все рестораны, отменили автобусы, но ничего не было сказано о передвижении между городами на своем автомобиле. “Не запрещено — значит разрешено” — решили мы, и арендовали машину на два дня.

За эту короткую поездку мы успели полазать по каньону Биртвиси, переночевали на озере Цалка, прошли перевал Тикматаш (2168м) в полном тумане, полюбовались озером Паравани, но в деревни заезжать не стали — уж слишком косо на нас смотрели деревенские мужики.

Мы хотели заночевать тайком в палатке в закрытой Вардзии, но у крепости Хертвиси нас остановила полиция. Они не знали, что с нами делать — с одной стороны мы ничего не нарушили, но с другой — в стране чрезвычайное положение, и все должны сидеть дома. Они заставили нас три часа сидеть в машине, зачем-то попросив соблюдать дистанцию в метр между собой. В это время они созвонились с эпидемиологами, которые тоже не знали, что с нами делать — две недели положенной самоизоляции для нас уже закончились. В итоге уже поздно вечером нас попросили вернуться вернуться в Тбилиси как можно скорее. Как оказалось — не зря. Мы успели домчать до Тбилиси к полуночи воскресенья, а на утро город закрыли на полный карантин.

Каньоны Биртвиси

Каньоны Биртвиси находятся у реки Алгети, в 80 км от Тбилиси. Сюда можно прийти с палаткой на пару дней, и исследовать неприступные крепости.

Крепость Биртвиси была построена арабами в 8-10 веках. Информации о ней, как и об остальных крепостях Грузии, очень мало — все источники повторяют друг друга, а достоверных фактов и того меньше. Это осталось главной грузинской загадкой для меня — в стране руин больше чем в Перу, но к ним не проложены тропы, и ничего об их судьбе не известно. Гуляя по горам, натыкаешься на старинные камни, остатки стен и строений и чувствуешь себя первооткрывателем.

Треккинг в Биртвиси

Пешеходная тропа к крепостям начинается начинается в у села Тбиси. Сам поселок находится по левую сторону трассы, а пара строений и тропа — по правую.

Начало тропы не обещало ничего необычного. В марте каньон был еще лысым и невзрачным, лишь маленькие пятна ярко-голубых цветов оживляли пейзаж. Однако на карте были обозначены развалины крепостей, и мы настойчиво шагали вперед.

Маршрут прорисован на maps.me. Также есть интересный трейл на wikiloc.

Вскоре мы подошли к узкой расщелине в каньоне. Она резко проваливалась вниз, поэтому Пол полез на соседний холм в поисках более удобной дороги. Сквозь ветви деревьев вдруг показалась скала с крепостью на самой вершине — башней Шеуповари.

Другого пути не было, и мы спустились по расщелине — она оказалась не такой страшной, какой казалась сверху. Внизу мы обнаружили отличную площадку для кемпинга.

Эта поляна оказалась заколдованной. Ни мы, ни грузинская пара, повстречавшаяся нам по пути, не могли найти правильную тропу. Стрелка на gps-навигаторе штормила. Походив кругами и штурмуя каждый холм, мы наконец выяснили:

• Справа (если стоять спиной к расщелине) находится подъем на башню Шеуповари — ту самую, которую мы видели сверху. Подъем к ней сложный. Тропа идет резко вниз по узкому отверстию в скале, а потом круто карабкается наверх. Maps.me показывает ее более-менее правильно, но когда стоишь над пропастью, в которую якобы уходит тропа, карте перестаешь верить.
  • Есть и более пологий подъем на Шеуповари. Прямо по курсу уходит очевидная тропа, но потом она теряется. Мы заблудились в кустах и так и не не нашли подъем. Если пройти вперед километра два, выйдите к деревне Амлеви.
  • Слева — тропа к крепости Биртвиси и замку Арсена. Сразу после развалин Арсены придется пройти по ручью через каньон — в конце марта он практически высох. Там будет еще одна площадка для палаток. Далее тропа уходит вправо и резко вверх.

Крепость Биртвиси

Биртвиси была построена во времена Тбилисского эмирата, который существовал в Грузии с 736 по 1080 годы. Эта крепость, вместе с Парцхиси, защищала эмират с западной стороны. Это комплекс укреплений диаметром более километра, где все узкие проходы в каньоне были заблокированы стенами и оборонительными башнями.

По пути к Биртвиси сохранился замок Арсена — одно из таких оборонительных укреплений.

В 1030 году князья Липариты из замка Клдекари выступили против арабов и отняли у них крепость Биртвиси. Спустя 30 лет укреплением завладел царь Баграт. Биртвиси имела важное стратегическое значение и позволяла контролировать все ущелье Алгети.

В 1403 году крепость была завоевана тюрко-монгольским военачальником Тамерланом из Самарканда. Его армия смогла проникнуть в неприступную крепости по веревке. Веком позже ее осаждал щах Тамаз.

Неизвестно, когда крепость пришла в упадок — сейчас до нас дошли лишь некоторые из ее укреплений, и те в руинах.

Главная крепость Биртвиси стоит на высокой отвесной скале. От нее осталась пара стен — нужно пристально всматриваться, прежде чем заметишь ее очертания. К ней можно подойти вплотную, но забраться наверх без веребки и навыков скалолазания — сложно. Вот как она выглядит внутри:

Одного дня в Биртвиси мне было мало. Хочется и на Шеуповари забраться, и провести ночь в какой-нибудь древней башне. Мне понравилась дикость этого места — никаких указателей, натоптанных дорожек, туристических стендов. Людей тоже не было, но это, скорее всего, заслуга пандемии.

Изображение по умолчанию
Елена
Живу в путешествии, медленно передвигаясь между странами. За плечами уже 45 стран и 4 континента.Я родилась в Брянске, 8 лет жила и училась в Санкт-Петербурге. В это время я распробовала вкус самостоятельных путешествий. Начала с безопасной и привычной Европы, но довольно скоро меня потянуло в непонятные страны: Китай, Кению, Марокко. В 2016 году я пожила недолго в Канаде, учила английский и французский языки в школе, но быстро заскучала в размеренном ритме канадской жизни.Я купила за накопленные мили билет на Кубу в один конец, и отправилась исследовать Латинскую Америку без планов и с крошечным бюджетом. Автостоп, палатка, каучерфинг, волонтерство стали моей повседневной жизнью. Я жила с настоящими индейцами, поднимала на вершины гор, и прожила не один десяток ярких приключений. Путешествие продолжалось два года.В пандемию я не изменила себе, и провела необычный год в Грузии и Турции. Как оказалось, жить в дороге реально, и я счастлива в роли вечного странника.Хожу в походы, поднимаюсь на вершины, люблю живописный кемпинг и природу. Активно общаюсь с местными жителями (на английском, испанском, русском, французском и языке жестов), часто передвигаюсь автостопом. Иногда работаю по программе workaway или просто устраиваюсь переводчиком в турфирмы.Люблю индейцев и прочие малые народы. Ради знакомства с аборигенами лезу в чащу джунглей, иду пешком неделю по горам, забираюсь далеко за пределы google maps.Люблю вкусно и необычно поесть. Не брезгую кузнечиками, жуками, крокодилами, броненосцами и пивом из слюней индейцев. Но и нормальную кухню стран изучаю с энтузиазмом.Ценю хорошее вино. Пробую местные вина всех стран.Кроме путешествий, я занимаюсь дайвингом, много лет танцую буги-вуги, хожу в спортзал, пишу статьи и рассказы. Раньше увлекалась фотографией, работала с андеграундными рок-группами.