Индейцы ваорани в Эквадоре не имели контакта с внешним миром еще 50 лет назад. С приходом нефтяных компаний индейцы были отправлены в резервации миссионеров. Но не все. Два племени — тагаери и тароменане — решили жить в добровольной изоляции от внешнего мира.
Деревня Бамено, самое удаленное поселение ваорани в Эквадоре, окружено территорией неконтактных племен тагаери и тароменане. Они живут в добровольной изоляции от внешнего мира — в том числе и от самих ваорани. Эти племена не любят чужаков, и воткнут копье в любого, кто окажется на их пути.
Я побывала в племени ваорани дважды, в 2018 и 2024 годах. Это племя вышло в контакт с внешним миром в 1960-х годах, но старики до сих пор помнят, как они жили до контакта с цивилизацией.
Содержание
Первый контакт индейцев Эквадора с внешним миром
Первый контакт ваорани с внешним миром произошел после того, как в джунглях Ясуни в Эквадоре нашли нефть. Индейцы убивали нефтяников, поэтому были предприняты первые попытки обратить ваорани в христианство.
В 1955 в джунгли прибыла первая миссионерская экспедиция. Пять человек высадились на берег реки, и попытались наладить контакт с ваорани — но индейцы их убили. Эта история известна под названием «Операция Аука», и подробно описана в фильме «Beyond the Gates of Splendor».
Жены убитых миссионеров продолжили евангелизацию ваорани. К 1980-м годам почти все индейцы стали цивилизованными.
Как тагаери отделились от ваорани
В конце 60-х годов, после первых посещений этих земель миссионерами, в племени ваорани возникли разногласия. Одни семьи предпочти контакт с внешним миром, другие категорически от него отказались. Так, часть людей во главе с индейцем по имени Тага ушли в добровольную изоляцию в джунгли. От имени их старейшины и пошло название группы.
Тагаери говорят на одном языке с ваорани. Никто не знает точно, сколько тагаери осталось в Эквадоре, но предполагается, что около 20-30 человек.
В 1987 году тагаери убили двух миссионеров-капуцинов, Алехандро Лабака и Инес Аранго. Те проникли на их территорию и хотели вступить с ними в контакт. Это была последняя попытка контакта миссионеров с тагаери, и вскоре религиозные миссии покинули Эквадор.
Кто такие индейцы тароменане
Результатом работы миссионеров стали большие деревни, такие как Бамено на реке Кононако. Она объединяет шесть родственных групп ваорани, которые раньше жили обособленно. В результате область проживания ваорани значительно сократилась. Большинство цивилизованных ваорани переселились на берега рек.
А на образовавшееся свободное место из Перу пришли индейцы тароменане.
На языке ваорани тароменане означает: охотники, идущие по сельве без дорог, неутомимые.
А.А.Матусовский
Тароменане живут в больших хижинах из пальмовых листьев, группами от 20 до 50 человек. Они охотятся, ловят рыбу и защищаются копьями и духовыми ружьями. Это кочевники, которые меняют место стоянки, когда источники пищи истощаются. Их образ жизни очень похож на ваорани.
Племя тароменане говорит на языке, который лишь частично похож на ваорани. Они даже внешне отличаются от ваорани: у них более светлая кожа, они коротко стригут волосы и носят диски в ушах. Они выше и сильнее ваорани, и размер ноги тароменане больше. Их копья отличаются размером и формой, хотя и сделаны из той же пальмы чонта, что и копья ваорани. Это описание дано людьми из племени ваорани, которые имели контакт с тароменане, но наукой это племя не изучено.
Считается, что в Ясуни проживает около 200-300 представителей этого племени.
Эти цифры — не показатель того, что народ вымирает. Индейцы Амазонки всегда жили небольшими группами. Они не торгуют и не общаются с посторонними, и яростно отвергают попытки войти с ними в контакт. Их необщительность подтверждает и факт, что язык тароменане не имеет ничего общего с существующими языками и не известно, откуда он взялся.
Современный конфликт тароменане и ваорани
Изолированные группы известны агрессивным отношением к чужакам, не являющихся членами их семьи. Их называют cowori —“не люди”.
Территория диких индейцев сокращается из-за добычи нефти и вырубки леса, и они все чаще вынуждены искать контакт с внешним миром. Они знают, что белые люди носят одежду и научились пользоваться мачете. Иногда дикие племена воруют эти вещи с нефтяных баз или у цивилизованных индейцев.
Пенти Байюа, член сообщества Бамено и борец за права ваорани, рассказал мне за чашкой кисловатой чичи о ситуации, произошедшей накануне нашего приезда. В одну из деревень ваорани пришло дикое племя. Мужчины, вооруженные копьями, потребовали через 10 дней предоставить 40 мачете и другие металлические предметы. Иначе — смерть. Теперь ваорани озабочены покупкой топоров для своих диких родственников.
В другой день Пенти рассказал, где он подолгу пропадает в джунглях. “Я видел женщину, две недели назад. Она из неконтактных. Я нашел стоянку ее семьи метрах в 400 от реки” (прим. — полукочевые племена строят один большой шалаш на всю семью из веток и пальмовых листьев). Пенти уточнил, что ему удалось пообщаться с ней, но подробности диалога, к моему большому разочарованию, оставил в секрете. Он подолгу размышлял у реки и бубнил под нос, что “атаки будут”.
Ясуни — это мир, в котором тебе снесут башку не за хрустящие банкноты, а за обычный металлический топор, ведь железо в джунглях до сих пор не изобрели. Тароменане и тагаери умудряются жить в настоящем каменном веке, когда люди рядом уже научились летать в космос.
Незаконные вторжения в зону неконтактных не остановить обычными предупреждающими знаками. Нехватка ресурсов и загрязнение окружающей среды нефтяными компаниями все чаще заставляют изолированные народы искать средства к существованию в других областях. Многие группы сдвинулись с места, а значит конфликты будут — если не оставить тароменане в покое.
Атаки индейцев тароменане в 21-м веке
«У нас разные представления о законе. В нашей культуре есть свобода самовыражения, развлечений и свобода убийства. Например, если кто-то меня обидел, я могу ему отомстить и убить — это нормально у нас. Но так как это не принято в современном мире, молодежь изучает законы, чтобы как-то совместить эти два мира. В нашей культуре кровная месть хоть редко, но до сих пор практикуется». Мигель Тега, программа «Мир наизнанку».
Столкновений индейцев с ковори было много, но я расскажу о самых нашумевших случаях.
- ковори — чужак, дословно «не человек».
2003 год: пара индейцев кечуа была найдена проткнутыми копьями на берегу реки Курарай.
Февраль 2008 года: пять человек из племен тагаери и тароменане были убиты нелегальными лесорубами. А в марте того же года было найдено тело 37-летнего лесоруба Луиса Кастельяноса. Из его живота торчали 9 копий с железными наконечниками.
26 марта 2012 года: охотник ваорани Омпоре из деревни Ярентаро встретился в лесу с молодыми тароменане. Эта встреча прошла мирно, и на Ютуб есть видео, где Омпоре рассказывает о его разговоре с тароменане. В частности, тароменане попросили его держать вторгающихся нефтяников подальше от их земель. Они также сказали, что боятся перейти дорогу Виа Максус, прорезанную через джунгли нефтяной компанией Максус.
5 марта 2013 года: Омпоре Омеуай и его жена Буганей Кайга были убиты копьями тароменане. Причину атаки никто не знает, ведь тароменане обещали защищать Омпоре.
24 марта 1013 года: Тринадцать воинов ваорани отправились в район поселения Ярентаре, чтобы отомстить за убийства старейшины Омпуре и его жены. В той атаке погибли около шестидесяти тароменане — мужчин, женщин и детей.
Двух девочек, 3-х и 7-ти лет, ваорани забрали с собой в деревню. Их зовут Дабора и Конта. С последней я виделась в деревне Бамено, ее усыновил мой гид Пенти Байюа.
2016 год: неконтактные убили мужчину ваорани по имени Кайго Байюа. Он работал гидом, и возвращался из города Кока со своей женой. Кайго погиб, а его жена получила ранение. Она смогла завести мотор, и добралась до дома с копьем, торчащим из предплечья.
С тех пор о серьезных атаках неконтактных индейцев не слышно.
Создание парка Ясуни в Эквадоре
В 1999 году указом президента была создана Неприкасаемая зона (ZITT) коренных групп тагаери и тароменане в национальном парке Ясуни. Район закрыли для нефтяных разработок и туризма. Эта зона включает в себя не всю традиционную территорию индейцев. Печальный итог этой нестыковки – воины нападают на поселенцев и лесорубов (и наоборот).
На карте красной линией обозначена неприкасаемая зона, зеленая — историческая территория ваорани. Чтобы добраться до Бамено, нам пришлось идти по реке вдоль той красной границы — т.е. по правую руку мы имели все шансы увидеть тароменане.
Уникальное судебное дело изолированных индейцев против Эквадора
Конституция Эквадора квалифицирует как преступление этноцида любую попытку вторжения на территории для изолированных народов. Но на деле государство ничего не делает для защиты этих людей — ведь на их территории находятся огромные запасы нефти.
С 2006 года в Межамериканской системе прав человека ведется судебный процесс с требованием защиты прав и образа жизни коренных народов, находящихся в добровольной изоляции, тагаери и тароменане.
Случай народа Тагаери – Тароменане против Эквадора — это первое дело неконтактных племен, которое вышло на международный уровень.
В случае победы, оно создаст прецедент для примерно 70 народов, живущих в добровольной изоляции в странах бассейна Амазонки.
что у Пенти с пальцами на левой руке?
Отсутствие:) Я не помню почему, но точно не из-за схватки с пираньей. Героическую историю я бы запомнила. Если время появится, я продолжение допишу — у меня еще целая тетрадка заметок из джунглей, со слов Пенти, но времени нет на них.
не говори. как еще люди с работой всё успевают?!))
У людей с нормированным рабочим днем времени гораздо больше, чем у фрилансеров, которые пашут по 12+ часов в день=)
как говорится «расскажите эту историю шахтёру»))
Шахтеры современнего Потоси свалили домой уже в 5:30 вечера, кстати. Там три человека только осталось, динамит закладывали.