Мазан. Плавучие деревни Амазонки

Деревня Мазан в перуанской Амазонке не значится на страницах путеводителей. Иностранец здесь – редкий гость. Это понимаешь по удивленным взглядам местных жителей.

Деревня расположена в стратегическом месте: у слияния двух крупных рек, Амазонки и Напо. Важнейший амазонский порт Икитос всего в часе езды на моторной лодке, а река Напо – главная магистраль в соседнюю страну Эквадор.

Мы прошли почти весь Перу по реке: начали в Юримагуас на реке Уальяга, вышли на Амазонку, погуляли по Икитосу. Путешествовать по воде увлекательно: попадаешь в богом забытые поселки, с местными болтаешь по душам за стаканом холодного сока и предаешься размеренной лени в гамаке под пальмой. Мы решили продлить речной маршрут по реке Напо и пересечь границу с Эквадором в джунглях.

Так мы оказались в Мазане.

Побродив немного по городу, нашли строящийся хостел. Его владелец Марио – первопроходец в меняющемся мире туризма. Раньше белые люди в Амазонию приезжали только в организованные туры. А вот бекпекеры появились относительно недавно. Мы — неведомый (и невыгодный) вид туристов: питаемся на рынках, возим за собой гамак, торгуемся лучше перуанцев, а при слове «гид» нервно морщимся. Перуанцы смотрели на нас, как на очень жадных гринго – ведь другие белые люди тратили тысячи долларов. В Икитосе начали проводить разъяснительные беседы для местных. Объяснили, что бекпекеры не жадные, просто путешествуют иначе. Новый хостел – это рисковый стартап, и Марио принял нас очень душевно.

Мы вышли к реке. На ветви раскачивалась зеленая игуана, которая с шумом скрылась в листве, завидев нас. На глинистом мягком берегу стояли два покосившихся домика, совершенно невпопад причаливших к откосу.

Плавучие деревни

Реки, которая на полгода обширно разливается и затапливает все вокруг, вносит коррективы и в уклад жизни, и в облик построек. Особенно когда эта река – единственная связь поселка с какой-либо цивилизацией.

Плавучие дома в деревне Мазан на реке Напо Амазонка
Плавучие дома. Мазан

Жители Амазонки приспособились к необычным условиям. Они строят свои дома на плотах. В сухой сезон их не отличить от обычных деревенских построек, с той лишь разницей, что стоят они где попало, кривенько – там, где застал отлив. С разливом реки, пик которого приходится на июнь-август, деревянная платформа дома остается на плаву. Постройку привязывают канатом к дереву или якорю. К земле можно добраться на лодке, или вплавь – как любит делать местная детвора. Все, чем богаты джунгли, идет в строительство: дерево для стен, пальмовые ветви для крыш. Дверей обычно нет, как и окон – так ветер может свободно проникнуть в дом и смягчить жару.

Семьи имеют участок земли в лесу, где они выращивают бананы, юкку, манго. Этими продуктами питается вся семья, небольшие остатки идут на продажу на рынке. Плавучие деревни достигают солидных размеров. Крупный пример  — Белен в амазонской столице Икитос, где в 50 домах проживают около 280 жителей.

Большая часть Мазана стоит на твердой земле. Здесь нет разрухи и грязи Икитоса. Домики аккуратные, двор прибран. У входа привязаны обезьяны – будущий ужин, а на окне сидят зеленые попугаи-амазоны с подрезанными крыльями – домашние любимцы. Кошек никто не держит, зато много тощих облезлых собак-пустозвонов, которые набрасываются на незнакомца, но близко не подходят.

Бинго!

Вечером вся деревня играла в лото. Купили пару карточек и мы. Перед самым началом игры отключили электричество – обыденное событие в таких поселках. Сообразили быстро и притащили большой генератор – игре быть! На доске ведущий писал номера выбывших бочонков, а мы закрывали их в своих карточках бобами. Кто первым соберет все номера – получит приз 200 солей. Предприимчивые учителя местной школы закупили сразу по 10 карточек и забрали весь призовой фонд.

Приз нам не достался, зато семья Марио пригласила нас на ужин. Четыре внушительные жареные рыбины ждали нас на столе. Мы съели по одной, но постеснялись взять вторую, несмотря на уговоры хозяйки. Рыбина полетела в кормушку собакам.

Утром мыотправились дальше — в Санта-Клотильду. Эквадор приближался с каждым днем.

Стандартное изображение
Елена
Живу в путешествии, медленно передвигаясь между странами. За плечами уже 46 стран и 4 континента.Я родилась в Брянске, 8 лет жила и училась в Санкт-Петербурге. В это время я распробовала вкус самостоятельных путешествий. Начала с безопасной и привычной Европы, но довольно скоро меня потянуло в непонятные страны: Китай, Кению, Марокко. В 2016 году я пожила недолго в Канаде, где учила английский и французский языки, но быстро заскучала в размеренном ритме канадской жизни.Я купила билет на Кубу в один конец, и отправилась исследовать Латинскую Америку без планов и с крошечным бюджетом. Автостоп, палатка, каучерфинг, волонтерство стали моей повседневной жизнью. Я жила с настоящими индейцами, поднимала на вершины гор, и прожила не один десяток ярких приключений. Путешествие продолжалось два года.В пандемию я не изменила себе, и провела необычный год в Грузии и Турции. Как оказалось, жить в дороге реально, и я счастлива в роли вечного странника.Хожу в походы, поднимаюсь на вершины, занимаюсь скалолазанием. Всегда вожу с собой палатку.Люблю индейцев и прочие малые народы. Ради знакомства с аборигенами лезу в чащу джунглей, иду пешком неделю по горам, забираюсь далеко за пределы google maps.Люблю вкусно и необычно поесть. Не брезгую кузнечиками, жуками, крокодилами, броненосцами и пивом из слюней индейцев. Но и нормальную кухню стран изучаю с энтузиазмом.Ценю хорошее вино. Пробую местные вина всех стран.Кроме путешествий, я занимаюсь дайвингом, много лет танцую буги-вуги, хожу в спортзал, пишу статьи и рассказы. Раньше увлекалась фотографией, работала с андеграундными рок-группами.